«Огневая» вода
Наверное, все хорошо помнят слова из стихотворения К.Чуковского "Путаница":
"А лисички взяли спички, к морю синему пошли - море синее зажгли".
Как бы это странно ни казалось, а доля правды в этой рифмованной строке есть: получить из воды огонь и из огня воду, оказывается, вполне возможно. Для этого надо вооружиться "ситом" и отделить молекулы водорода от молекул кислорода, а затем, перемешав, сжечь - в результате образуется опять вода. Существует несколько способов расщепления воды, но наиболее приемлем в домашних условиях электролиз водного раствора щелочи. Журнал "Моделист-конструктор" не раз описывал данный способ (№ 7 - 1980 г., № 10 - 1985 г., № 3 - 1997 г.) - огромное спасибо авторам и редакции за идеи. Задавшись целью самостоятельно изготовить электролизер, я неоднократно перечитывал эти статьи, прикидывая возможные варианты конструкции. Но все упиралось в отсутствие толстой (4 - 6 мм) маслобензостойкой резины. Ведь для изготовления электролизера на 36 вольт (17 - 18 пластин при диаметре уплотнительного кольца 150 мм) потребовался бы лист резины размерами почти 1x0,5 метра. И шутка ли, еще вырезать из него столько колец. Как это часто бывает, "не было бы счастья, да несчастье помогло". В один прекрасный зимний день пришлось менять канализационную трубу и тут-то я понял: сточная пластиковая труба - это, можно сказать, уже готовый корпус для электролизера.
Теперь набор пластин будет жить, как Диоген в бочке, вернее в трубе. Вырезав квадратики из 1,2-мм листового железа, стянул их болтами и проточил до диаметра 105 мм. Все пластины собрал на центральном болте М8, заизолированном хлорвиниловой трубкой, чередуя с изоляционными шайбами. В пластинах имеются отверстия диаметром 6 мм для циркуляции газа и жидкости (остались от стяжных болтов при проточке). Для плат использовал текстолит толщиной 10 мм. Вся конструкция стягивается четырьмя шпильками М8 (подошли от мотоцикла "Минск"). Герметичность обеспечивается 2-мм резиновыми прокладками. Заливное, сливное и газоотводное отверстия объединил в одно, установив ниппель от мотокамеры, последний служит и "+" контактом. Вторым контактом является центральный болт, подключенный через его головку к трем последним пластинам через стальные шайбы. Остальные пластинки разделены шайбами из оргстекла 4,5 м.
Пластины и шайбы надеты на хлорвиниловую трубку болта с натягом для герметизации. Для контроля за уровнем электролита в задней плате имеется смотровое отверстие диаметром 10 мм, закрытое листом тонкого оргстекла. Из электролизера газ попадает в водяной затвор, обеспечивающий безопасность при обратной вспышке в подводящей трубке.
Хорошие варианты водяного затвора описаны в публикациях журнала. В качестве горелки применена медицинская игла. Ее диаметр устанавливается опытным путем, чтобы зона воспламенения находилась вне иглы. Газ взрывоопасен, поэтому должны быть исключены все объемы, где он может скапливаться: сколько его образуется, столько же должно и расходоваться. Во время работы следите за температурой электролита: при перегреве пластиковая труба становится мягкой, и может нарушиться герметичность электролизера.
Источником электропитания служат трансформатор на 36 вольт и простейший выпрямитель на диодах. Данный электролизер способен выдавать факел диаметром до 3 мм и длиной до 25 мм, с температурой пламени порядка 2000°С. Последнюю можно немного изменить составом водяного затвора (смотри предыдущие публикации). Производительности электролизера достаточно для пайки твердыми припоями небольших изделий из драгоценных металлов. Можно собрать компактный вариант с питанием от 12-вольтового зарядного устройства авто АКБ. Малые размеры (8x12x12 см) прибора позволят легко уместить его на рабочем столе.
Электролизер:
1, 13 - задняя и основная платы (текстолит s10); 2 - изоляционная шайба (оргстекло, s4,5, 14 шт.); 3 - смотровая пластина (оргстекло s2 - 3); 4 - разделительные шайбы (сталь, 2 шт.); 5 - задняя торцевая прокладка (резина, лист s2 - 3 шт.); 6 - рядовая пластина (сталь, лист s1,2, 17 шт.); 7 - электролит; 8 - стяжка (шпилька М8, L150, гайка, шайба - 4 компл.); 9 - заливной, сливной, газоотводный штуцер (ниппель от мотокамеры); 10 - изоляция (хлорвиниловая трубка 10,5x1,25); 11 - центральная стяжка (болт, гайка М8); 12 - прокладка (резина, 2 шт.); 14 - первая пластина; 15 - передняя торцевая прокладка; 16 - корпус (сантехническая пластиковая труба 110x2,5, L100)
Кисть - как новая <Предыдущая | Следующая> Ротор закрутится быстрее.Роторный ветряк. |
---|