Тормозные колодки являются основным тормозным устройством. Первые подобные механизмы были установлены задолго до появления автомобиля, их использовали для остановки повозок и карет. Со временем применение тормозных колодок сильно изменилось, но принцип их действия остался прежним. Главной их задачей является создание силы трения, которая препятствует вращению колеса.
На первых машинах использование тормозных колодок было таким же, как и на повозках. Устройство напрямую прижималось к колесу, тормозя автомобиль. Но такой способ хорош только на низких скоростях. Машину, едущую со скоростью 100 км/ч, такая система не остановит. Поэтому в начале ХХ века было разработано множество тормозных систем, но единственной, которая используется до наших дней, стала барабанная. В ней колодки оказались внутри барабана, который крутился вместе с колесом. При торможении устройства прижимались к стенке барабана, останавливая его, а он, в свою очередь, прекращал движение колеса.
Конечно, такая система оказалась более эффективной, но теперь колодки должны были отвечать очень высоким требованиям прочности. При торможении на высокой скорости они стильно греются внутри барабана, ведь там практически отсутствует теплообмен. Из-за перегрева механизм разрушался и поддавался коррозии. Сначала эту проблему решали повышением прочности самих колодок и барабана, но потом оказалось, что эффективнее будет внедрить новую конструкцию, где колодки смогут быстрее остывать. Такой системой стала дисковая. Теперь воздух спокойно циркулирует между диском и колодкой, обеспечивая охлаждение последней. Кроме того, диск всегда находится в движении, сбрасывая с колодок пыль, воду, масло и другие вещества, которые негативно влияют на состояние колодок. В наше время абсолютное большинство автомобилей оснащено дисковыми тормозными системами, поэтому колодки рассматриваются как часть этой конструкции.
Главной характеристикой любой тормозной колодки является материал, из которого она изготовлена. Сначала эти детали выпускали из чугуна и асбеста. Но фрикционные показатели чугуна оказались не слишком хороши, а асбест был очень вреден для здоровья. Поэтому производители постоянно проводили эксперименты в поисках нового материала для колодок. Одними из лучших были признаны органические и керамические варианты. Первые изготавливаются из графита, фенолоальдегидных полимеров, с добавлением материалов, увеличивающих показатели трения. Органические колодки являются абсолютно безопасными для здоровья, обеспечивают стабильное торможение при температурах до 500 градусов и при этом почти не издают шума. Они получили широкое распространение не только на машинах, но и на мотоциклах. Керамические колодки появлялись немногим позже и произвели настоящую революцию в мире тормозных систем. Они показали превосходные фрикционные качества, высокую жаростойкость, не создавали шума и вибрации, а по сравнению с органическими – продемонстрировали еще и повышенную прочность. Такие колодки часто устанавливают на спортивных машинах благодаря их надежности в экстремальных ситуациях.
На рынке сейчас можно найти огромное множество колодок во всех ценовых категориях. Но условно все модели можно поделить на дешевые, стандартные и дорогие. Главным критерием надежности колодки являются ее фрикционные качества. Соответственно чем они выше – тем выше цена детали. Немалую роль играет также материал накладок. Недорогие колодки придется чаще менять, поэтому выгодность их приобретения находится под сомнением. Особенно это заметно в городских условиях, где тормозить нужно очень часто. Поэтому лучшим выбором являются стандартные колодки. Тем более, в последнее время они мало чем уступают дорогим. В среднем этих запчастей хватает на 15000-30000 километров пробега при условии нормального вождения. При выборе также стоит учитывать рекомендации производителя. Очень часто колодки начинают скрипеть. Это раздражает как водителя, так и окружающих. Скрип может являться свидетельством неисправностей, поэтому игнорировать его не стоит. Чаще всего причиной бывают слишком старые и, как ни странно, слишком новые колодки. Если в первом случае детали нужно сразу же менять, то во втором достаточно их «обкатать». Если скрип в новых колодках не пропадает, значит, скорее всего, они не подходят для данной машины. Иногда резкие звуки появляются после долгого простоя в условиях повышенной влажности. Они, как правило, тоже проходят сами по себе. А если скрип начался внезапно, то проблема, скорее всего, не в колодках, а в диске. В этом случае стоит обратиться в сервисный центр. В целом же из-за простоты устройства при обычном вождении неисправности колодок появляются крайне редко.
Тормозные колодки были и есть главным способом остановки транспортных средств. И в ближайшем будущем альтернативы им не предвидится. При правильной эксплуатации и своевременной замене они полностью обеспечивают безопасность движения автомобиля. Но безответственное отношение к ним может привести к тяжелым последствиям.
Когда Менять Ремень Газораспределения? <Предыдущая | Следующая> Правила Притирки Тормозных Дисков И Колодок |
---|