Термин «оптимизация» предполагает получение чего-то наилучшего. Строго говоря, оптимальный вариант – это вариант, который по некоторым свойствам и качествам, является самым лучшим из всех других допустимых вариантов.
Важно, что один и тот же вариант (например, вариант сайта) может быть оптимальным по скорости загрузки и в то же время быть далеко не оптимальным по своему информационному наполнению.
Точно так же сайт, который оптимален для одной категории пользователей, может быть совсем неоптимальным для другой категории пользователей. Потому что у этих других пользователей могут быть свои интересы, предпочтения или цели обращения к сайту.
Это введение важно для понимания того, ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ ОЗНАЧАЕТ «ОПТИМИЗАЦИЯ». И здесь стоит еще раз обратить внимание на следующее:
- на практике любой оптимальный вариант не является лучшим во всех смыслах. Он лучше других лишь в некотором смысле, т.е. по некоторым свойствам, качествам;
- любой оптимальный вариант является оптимальным с точки зрения отдельного потребителя или группы потребителей, но не для всех потребителей сразу.
А что такое оптимизация сайта? – это SEO - Search Engine Optimization.
В последнее время об оптимизации сайтов говорят все чаще. Существуют целые фирмы – оптимизаторы. На эту тему проводят серьезные научно-практические конференции, выпускают литературу и даже придумывают название новых видов деятельности, типа «маркетинг поисковых машин».
В ЧЕМ ЖЕ СОСТОИТ ОПТИМИЗАЦИЯ? Я не буду нагружать уважаемого читателя, различными техническими терминами и приемами. Я исхожу из того, что читателю просто может быть некогда заниматься подобными вещами. Его дело – делать бизнес и зарабатывать деньги. А самой этой оптимизацией пусть займутся специалисты, которым мы за это и платим. Но было бы неплохо знать, а за что, собственного говоря, нужно (и нужно ли вообще) платить?
Далее в лаконичной форме перечислены основные составляющие и особенности этого процесса, который сегодня обозначают модным словом «оптимизация».
1)ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ
– повышение ранга сайта в рейтинге поисковой машины. Речь идет о собственном рейтинге поисковика, в соответствии с которым выдаются результаты поиска.
Чем выше ранг сайта, тем лучше он, по мнению поисковой машины, удовлетворяет запросу пользователя. А любая поисковая машина заинтересована в том, чтобы наиболее качественно ответить на запрос пользователя – это ведь есть ее основное предназначение.
То есть, если пользователь задал запрос «автомобиль Волга», то поисковик должен найти такие сайты:
- где говорится именно о машине «Волга», а не о реке с одноименным названием;
- где не просто вскользь упоминается название «Волга», но дается достаточно обширный материал по этому автомобилю;
- которые обладают такой популярностью и авторитетом, что на них ссылаются другие сайты, посвященные автомобилю «Волга»;
- содержимое которых актуально (т.е. не устарело) и достоверно;
- которые находятся в исправном рабочем состоянии ...
Вот такие, вообще говоря, здравые требования. Чем выше степень соответствия этим требованиям, тем выше ранг сайта в рейтинге поисковой машины, т.е.:
тем выше сайт в списке результатов поиска и
тем больше пользователей поисковика увидят этот сайт и
тем больше пользователей решат зайти на этот сайт и
тем выше посещаемость сайта.
Такая простая схема.
Сложность состоит в том, что определить степень соответствия этим требованиям на практике оказывается совсем не просто (вспомним еще, что делает это робот – «глупая»машина). А разработчики поисковиков как раз и придумывают всякие способы и алгоритмы, чтобы научить роботы оценивать сайты и выявлять среди них те, которые наиболее полно отвечают запросам пользователей.
2) АЛГОРИТМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОИСКОВИКАМИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ И РАНЖИРОВАНИЯ САЙТОВ:
- различаются, т.е. у каждого поисковика свой алгоритм. В итоге ранг одного и того же сайта может быть совершенно разным в разных поисковых машинах;
- точно неизвестны, т.к. они держатся в секрете. Публикуются только общие рекомендации и советы. Кроме того, какие то особенности работы поисковиков оптимизаторы определяют экспериментально – т.е. сначала что-то сделают, а потом смотрят что получилось;
- меняются. Разработчики поисковиков постоянно стараются улучшить качество работы своих машин. Это означает, что даже в одном и том же поисковике ранг сайта может существенно измениться с течением времени. Это еще раз подтверждает, что ОПТИМИЗАЦИЯ - НЕ ОДНОРАЗОВЫЙ АКТ, А ПОСТОЯННЫЙ ПРОЦЕСС.
3) В СИЛУ ТОГО, ЧТО АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ РАБОТЫ ПОИСКОВЫХ МАШИН РАЗНЫЕ – ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТСЯ В РАСЧЕТЕ НА ТУ, ИЛИ ИНУЮ ПОИСКОВУЮ МАШИНУ.
То есть, сайт оптимизируется под один поисковик. Именно по отношению к нему могут быть достигнуты наилучшие результаты. Правда, стоит отметить, что по отношению и к другим поисковикам улучшения , как правило, тоже наблюдаются.
4) ОПТИМИЗАТОРЫ ПОДСТРАИВАЮТ САЙТ ТАК, ЧТОБЫ ОН НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЛ ТЕМ ПАРАМЕТРАМ И СВОЙСТВАМ, КОТОРЫЕ ОЦЕНИВАЕТ РОБОТ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ.
В нашем примере, такими параметрами могут быть:
- частота упоминания сочетания «автомобиль Волга» на странице сайта;
- наличие титульного заголовка* со словами «Автомобиль Волга»
- наличие заголовков разделов и ссылок с этими словами;
- встречаемость названных слов в одном предложении или фразе;
- ссылочная популярность сайта
и другие.
Таких параметров может быть довольно много. Каждый из поисковиков оценивает их по-разному. При этом на некоторые распространенные параметры тот или иной поисковик может вообще не обращать внимания, а другие считать очень важными.
По большому счету, оптимизаторы немножко обманывают робота поисковой системы – они так переделывают тексты, ссылки, заголовки и т.п., чтобы робот подумал, что сайт наиболее полно отвечает запросу и требованиям качества, которые робот оценивает.
То есть ОПТИМИЗАТОРЫ ДЕЛАЮТ САЙТ – ДЛЯ РОБОТОВ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ. Хорошо, если при этом они не забывают про живых людей и предлагаемые ими меры не ухудшают дружественность сайта.
Но отвечать сразу двум категориям пользователей (роботам и людям) – это все равно, что выполнять оптимизацию по двум критериям. А любой системщик скажет, что удовлетворить двум противоречащим критериям полностью невозможно - нужен компромисс. Или нужно выбрать, какие посетители на данном этапе для Вас важнее.
5) ЛЮБАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ НЕ «ВООБЩЕ», А ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАКОМУ ТО КАЧЕСТВУ, СМЫСЛУ И ТЕКСТУ САЙТА. Из предыдущего пункта видно, что поисковик оценивает страницы сайта с точки зрения сделанного поискового запроса.
Это значит, что оптимизировать сайт нужно по некоторому набору текстов, ключевых слов, которые могут войти в запросы. Эти ключевые слова и фразы составляют так называемое семантическое ядро сайта. Вот с определения такого ядра и нужно начинать раскрутку сайта вообще и оптимизацию в частности.
Кстати, кроме общего семантическго ядра сайта, отражающего его назначение, особенности и информационное наполнение, у каждой страницы могут быть и свои семантические ядра. Ведь робот поисковой машины индексирует и выдает страницы сайта по отдельности.
В нашем примере, такое ядро составляет фраза «автомобиль Волга», если страница сайта посвящена именно этому автомобилю. Можно добавить и другие слова, такие, как конкретные модели автомобиля – «Волга ГАЗ-21, Волга ГАЗ 3102, история автомобиля Волга» и т.п. Другие страницы сайта могут быть посвящены истории автомобилей «Жигули», а вообще весь сайт - истории российских автомобилей. Соответствующее семантическое ядро будет у каждой страницы. А сам сайт (т.е. его главная страница) в свое семантическое ядро может включать такие фразы, как «история российских автомобилей, автомобили Волга, автомобили Жигули....» и т.п.
6) Вообще говоря, ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ И ОПТИМИЗАТОРЫ НАХОДЯТСЯ «ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД».
Зная формальные требования, которые оценивает робот, оптимизатор из любого, даже самого неинтересного для пользователя сайта, может сделать «конфетку» для робота. И робот будет думать, что этот сайт очень полезен и интересен и потому выдавать его на вершинах рейтинга.
Поисковики с этим борются. С одной стороны, им не хочется ухудшать результаты работы своей машины поиска и тем самым обижать своих клиентов-поьзователей.
С другой стороны, - работа оптимизаторов отнимает у них еще и деньги – ведь чем больше оптимизаторы обеспечивают посещаемость сайта, тем меньше он нуждается в платной рекламе. В частности, речь идет о контекстной рекламе, которая стала очень популярна в поисковых машинах в последние несколько лет (см. статью «О чем умолчала вэб-студия»).
И борьба эта происходит так:
- улучшаются алгоритмы. Например, раньше Яндекс просто учитывал ссылки на Ваш сайт с других сайтов. А теперь он пытается оценивать и их соответствие тематике сайта - чтобы на ссылочную популярность сайта, например, из области строительства не влияла ссылка с сайта из области «Отдых и развлечения»;
- распознается поисковый спам на сайте (т.е. применение «черных» методов оптимизации). Упрощенно говоря, к поисковому спаму относится то, что вводит в обман поисковую машину и ее пользователя - автора запросов.
Например, таким спамом является многократное упоминание ключевых слов в бессмысленном, нечитаемом для живого пользователя тексте или вставка в страницу множества ключевых слов, написанных невидимым шрифтом.
- вычеркивание сайтов, заподозренных в поисковом спаме, из баз данных поисковика (называется – «забанить» сайт). Это, кстати, может стать серьезной проблемой для владельца сайта. Представьте, что на Ваш сайт перестали приходить посетители с Яндекса и его посещаемость упала на 300-400 человек в день. Каково, а? Проблема усугубляется еще тем, что поисковики постоянно меняют свои алгоритмы, и то, что сегодня не считается спамом, может вдруг завтра оказаться таковым.
В случае такого забанивания приходится обращаться к администрации поисковой машины и решать проблему путем переговоров.
- популяризация контекстной рекламы как еще один метод продвижения сайтов.
Вот такова, если коротко, сущность оптимизации – модной нынче услуги на рынке сайтостроительства.
Кстати, а Вы знаете, ГЛАВНЫЙ СОВЕТ по поводу оптимизации ВЛАДЕЛЬЦАМ САЙТОВ ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ ПОИСКОВЫХ МАШИН. Вот он:
- «Делайте сайты для людей, а не для роботов поисковых машин!»
Очень просто. Но все же - учтите хотя бы некоторые из названных выше пунктов. Пусть не оптимизация, но разумное улучшение всегда возможно. Чтобы не терять посетителей из-за обидных недочетов и ошибок.
С уважением,
профессор
Глухих Игорь Николаевич,
руководитель проектов Elport.ru:
портал "МастерОК!" (stroim.elport.ru) -
интернет-каталог и электронные сервисы для компаний строительного рынка.
"Образок :)" (uchim.utmn.ru)-
интернет-каталог образовательных услуг, товаров и услуг для образования.
innovation.utmn.ru - Региональный портал поддержки науки и инноваций - каталоги инновационных фирм и проектов, электронные сервисы, информация
и концептуальный проект:
Функционал Категорийного Менеджера <Предыдущая | Следующая> Где Купить Пиво Оптом |
---|