Основные классы биржевых товаров
В мировой практике выделяются следующие основные классы биржевых товаров:
вещественные товары;
ценные бумаги;
иностранная валюта
В каждом из названных классов также не вся масса производимых товаров может стать объектом биржевой торговли, а лишь те товары, которые отвечают перечисленным выше требованиям:
являются массовыми;
стандартны и взаимозаменяемы;
цены, на которые формируются свободно
С развитием биржевой торговли перечень биржевых товаров усложняется и множится, в первую очередь это относится к классу ценных бумаг. С появлением фьючерсных контрактов на индексы фондового рынка и процентных фьючерсов перечень классов биржевых товаров можно было бы увеличить на два, а именно добавив:
сводные индексы биржевых цен;
процентные ставки по государственным облигациям.
Сводный индекс биржевых цен по группе биржевых товаров или по всем товарам, продаваемым на данной бирже, есть идеальный биржевой товар, поскольку для него нехарактерны никакие ограничения, свойственные перечисленным ранее классам биржевых товаров. Индекс цен – это число, отражающее состояние цен на целый ряд биржевых товаров безотносительно к конкретным видам самих этих товаров. Торговля индексом основана на прогнозировании изменения цен рынка в целом, а не цены одного товара.
То же самое относится и к процентным ставкам по государственным облигациям, которые не являются заранее фиксированными. Технология биржевой торговли индексами цен и процентными ставками ничем принципиально не отличается от технологии биржевой торговли другими производными инструментами. Поэтому в настоящем учебнике мы ограничимся рассмотрением трех классов биржевых товаров: вещественных товаров, ценных бумаг и иностранной валюты.
ХАРАКТЕРИСТИКА БИРЖЕВОГО ТОВАРА ТОВАРНЫХ БИРЖ
Объектом торговли на товарных биржах являются вещественные или собственно товары.
Закон РФ "0 товарных биржах и биржевой торговле" определяет биржевой товар как "не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевым торгам".
Характерными чертами вещественного биржевого товара являются:.
массовый характер производства и потребления;
стандартизируемость;
хорошая сохраняемость;
транспортабельность;
независимость качественных характеристик товара от конкретного потребителя;
колеблемость цен под влиянием природных, сезонных, политических и иных факторов
В мировой практике на товарных биржах обращаются примерно 70 видов товаров. Это – товары, прошедшие лишь первичную переработку, т.е, сырье и полуфабрикаты. Они делятся на две крупные группы:
а) сельскохозяйственные и лесные товары и продукты их переработки (порядка 50 видов):
зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);
маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, шрот);
живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);
текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концентрат апельсинового сока);
лесные товары (пиломатериалы, фанера);
натуральный каучук; б) минеральное сырье и полуфабрикаты (порядка 15-20 видов):
цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и др.);
драгоценные металлы (серебро, золото, платина и др.);
товары нефтяного комплекса (нефть, газ, бензин, мазут и др.). Состав биржевого товара российских товарных бирж еще не сформировался полностью. В первые годы после возрождения на товарных биржах не было никакого ограничения по составу товара. По мере развития биржевой торговли к составу реального товара стали предъявляться определенные требования. К 1997 г основным биржевым товаром стали нефть и продукты ее переработки, черные и цветные металлы, продукция агропромышленного комплекса. К отличительным свойствам товара, продаваемого на товарных биржах, наряду с массовым характером его производства и потребления, свободным установлением цен, относится его качество. К качеству биржевого товара предъявляются особые требования. Как известно, качество продукции – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество товара зависит от физических, химических и биологических свойств, а также от соответствия товара функциональным, эстетическим, эргономическим, экономическим и другим требованиям. Каждый вид товара можно характеризовать с точки зрения его свойств, качества и показателей качества. Однако товар может обладать полезными свойствами, но не иметь высокого качества. В связи с этим биржевая торговля предъявляет жесткие требования к информации о качестве товара. Такими требованиями являются:
полнота информации;
ее достоверность;
единство в оценке качества товара всех участников биржевой торговли. В настоящее время существует множество источников информации о качестве продукции, но наиболее употребляемые для биржевой торговли следующие: рекламные данные о товаре, экспертные заключения обществ и союз потребителей, стандарты.
Рекламная информация о качестве продукции в биржевой торговле играет важную роль, так как преследует цель: показать основные преимущества данного товара по сравнению с аналогичным или привлечь внимание широкого потребителя к новому товару Однако в рекламной информации качество товара, как правило, выражено не количественной мерой свойств продукта, а словесными, характеристиками. Поэтому рекламная информация о качестве товара не может быть полной.
Экспертные заключения обществ и союзов потребителей о качестве товара решают следующую задачу – предупредить потребителей об опасностях, связанных с приобретением и использованием какого-либо конкретного продукта, поскольку достаточно подробно и объективно характеризуют его негативные свойства. Вместе с тем необходимо отметить, что заключение обществ потребителей и их союзов в большинстве своем содержат данные с показателях качества, которые ранее не были известны ни покупателю, ни продавцу, или же противоречат информации, распространяемой производителем товара. Поэтому только заключения обществ и союзов потребителей о качестве товаров не могут быть положены в основу заключения торговых сделок, но учитывать их как при покупке, так и при продаже товаров нужно.
Наиболее полную и достоверную информацию о качестве продукции содержат стандарты, большинство из которых (около 80%) регламентируют требования к продукции, их еще называют стандарты или технические условия. Назначение стандартов – законодательное установление перечня свойств продукции и количественного значения показателей этих свойств, а также наличие стандартных требований к качеству группы однородной продукции. Таким образом, из всех рассмотренных источников информации о качестве продукции по полноте, достоверности, доступности для понимания при осуществлении торговли на товарных биржах наилучшими являются стандарты вида технических условий.
Тем не менее для снижения риска неисполнения биржевых операций информации о качестве продукции, содержащейся в стандартах, недостаточно, поскольку биржа несет ответственность перед клиентами не за информацию о товаре, а за сам товар, его количество и качество. Для того чтобы биржа была уверена в адекватности товара, необходимо проводить экспертизу этого товара. Одной из форм экспертизы, все более широко используемой во всем цивилизованном мире, является сертификация продукции и систем качества на предприятиях, производящих товар. В настоящее время сертификация продукции стала весьма действенным инструментом управления качеством и фактором, укрепляющим уверенность продавцов, покупателей и потребителей в качестве товара.
Таким образом, при оценке качества биржевого товара следует ориентироваться на:
информацию о качестве, заключенную в стандартах и других нормативно-технических документах;
сертификацию продукции как средство квалифицированного и обоснованного определения соответствия качества продукции требованиям стандартов и контрактов;
сертификацию систем качества как средство подтверждения способности изготовителя обеспечивать высокое качество продукции и стабильность его производства.
Очень часто товары теряют свои качества и обесцениваются из-за нарушения правил упаковки, неправильного хранения, транспортирования, когда под воздействием различных внешних факторов – механических, климатических, биологических и других – происходят количественные и качественные изменения
В таких случаях необходимо провести входной контроль качества продукции при поступлении ее на биржевой склад. При этом определяют:
соответствие товарных качеств действующим государственным стандартам;
Куда Вложить Деньги? <Предыдущая | Следующая> Особенности индивидуальной оценки загородной недвижимости |
---|