Так, развивающиеся фармарынки в условиях кризиса обычно демонстрируют рост потребительского спроса, в то время как развитые фармацевтические компании, напротив, остро чувствуют негативное воздействие изменений в экономике. Часто во времена острых кризисов развитые компании стараются экономить ресурсы, а не развивать свой потенциал. Таким образом, смещает центр тяжести на рынке фармацевтики: на первый план выходят развивающиеся компании и узкоцелевые рынки.
Смещение акцентов на рынке фармацевтики
Как и до кризиса, примерно три четверти фармацевтики сконцентрировано в США, Японии и европейских странах. Однако новые веяния в экономике подтолкнули фармацевтический рынок к серьезным переменам. Сейчас география рынка смещается в пользу стран, в которых активно растет ВВП, и государство поддерживает сферу здравоохранения. Также немаловажным фактором в пользу активизации рынка фармацевтики является рост численности населения. Таким образом, например, Китай и Индия сейчас становятся солидными конкурентами нынешних фармацевтических лидеров.
Изменяется также и товарный аспект рынка. Сейчас ощущается острый недостаток биологических препаратов и товаров, которые необходимы для узкого класса заболеваний, особенно онкологий.
В прошлом году объем мирового рынка фармацевтики оценивался в 773 млрд. долларов. По прогнозам экспертов за следующие пять лет эта сумма должна возрасти примерно на 15 млрд. В 2009 году 70% прибыли должно отойти лидерам - США, Канаде, Японии, а также группе развитых европейских стран: Германии, Франции, Италии, Британии и Испании. Несмотря на это, вклад лидеров в объемы продаж снижается по сравнению с прошлыми годами. В противовес фармацевтическим гигантам прирост продаж развивающихся стран возрастет до 51%. Среди последних стоит отметить Бразилию, Индию, Турцию, Китай, Мексику, Корею и Россию. Это так называемые развивающиеся страны первого уровня. Еще 21 страна наступает на пятки новоявленным лидерам. Правда, пока прогнозируется, что их ежегодный объем продаж будет составлять всего 6% от суммарного рынка.
Итого к развивающимся странам относят 28 государств, суммарное количество населения которых составляет 45% всего населения Земли. Именно эти государства, вероятно, будут формировать новый вектор развития фармарынка XXI столетия.
Среди развивающихся рынков стоит отдельно отметить Китай и Индию (причины их активного развития уже упоминались выше) и Венесуэлу. Именно последняя страна в ближайшем будущем станет лидером Латинской Америки по объемам продаж. Так, эксперты считают, что объемы продаж этой страны в 2009 году вырастут на треть. Причиной такого резкого подъема является быстрый рост населения, а также распространенная здесь гиперхолистеринемия, которая позволила активно сбывать анальгетики и ингибиторы некоторых специфических ферментов. Но правительство Венесуэлы сдерживает развитие страны в этом направлении вводом законов, ограничивающих права предпринимателей.
Еще одной особенностью развития фармацевтических рынков является рост производства и сбыта генерических препаратов. Именно этот класс лекарств сейчас доминирует на развивающихся рынках.
Как уже отмечалось выше, прирост продаж развитых стран будет значительно меньше, чем в прошлые годы. Так, в США по прогнозам экспертов он составит около 1%, в Европе - 3-4%, в Японии - до 5%.
Юго-Восточная Азия на фармацевтическом рынке будущих лет будет представлена в первую очередь Вьетнамом и Таиландом. Эксперты полагают, что до 2013 года объемы продаж этих стран возрастут на 20% и 13% соответственно.
В Африке и на Ближнем Востоке в скором времени установится положительный климат для развития фармацевтики. Здесь улучшается сфера здравоохранения, а значит, в ближайшем будущем возрастут объемы продаж фармацевтической продукции. Лидерами обещают стать Южно-Африканская Республика, Пакистан и Египет.
В центрально и восточной Европе эксперты в первую очередь выделяют Румынию, так как в ближайшие 4 года темпы прироста объема продаж этой страны составят порядка 15%. На втором и третьем месте по этому показателю Литва (около 13%) и Болгария (12%).
Программа успеха для развивающихся стран
Как было показано выше, сейчас складывается положительная ситуация для развития фармацевтических рынков в развивающихся странах. Какие же преобразования нужно сделать в экономике, чтобы достичь максимальных результатов?
Первое, на что нужно обращать внимание, если вы хотите выйти на некоторый рынок, это экономика и политика государства. Для предпринимателя важно все: и система здравоохранения страны, и черты характера ее граждан. Именно понимание специфики местного рынка является залогом успешных продаж в этой зоне.
Существует ряд позиций, которые стоит соблюдать для успешного сбыта продукции:
- - Следует разграничивать продукцию, которая действительно нужна потребителю, и ту, которая могла бы стать полезной, но не является обязательной
- - Необходимо постоянно следить за изменениями на рынке, исследовать данные маркетинговых опросов и получать только самую новую информацию о рынке
- - Необходимо строить политику продаж, опираясь на особенности конкретного рынка
- - Для успешного функционирования стоит внедрять коммерческие модели, которые помогут увеличить объемы продаж и рентабельность производства
- - Нужно внимательно исследовать особенности ценообразования в конкретных условиях конкретного рынка.
В качестве примера приведем динамику развития индийской компании "GSK". "GSK" выбрала стратегию приспособления к особенностям местного рынка. Так, в самом начале своего существования она начала сбыт недорогих лекарственных средств, которые практически не окупаются на развитых рынках, однако были нужными на рынке Индии. Эта тактика позволила компании быстро окупить все свои затраты и занять третье место по объемам продаж в Индии.
Сейчас "GSK" делают ставку на генерические препараты, которые так популярны на развивающихся рынках. Так, компания выкупила египетское предприятие Bristol-Myers Squibb и приобрела значительный пакет акций производства африканской фирмы Aspen.
Другим примером удачного развития является китайская компания "Schering-Plough". Этот бизнес направил все денежные средства на маркетинг и процесс сбыта, что позволило ему за 5 лет увеличить объемы продаж в 5 раз.
Подводим итоги
Несмотря на то, что объемы продаж фармацевтического рынка очень чувствительны к экономической ситуации в мире, их можно контролировать, если в стране будет вестись правильная государственная политика в сфере здравоохранения. Именно из-за последнего фактора, а также в связи с ростом численности населения и повышением ВВП, развивающиеся страны в последнее время выходят в лидеры продаж фармацевтики.
Доход-Расход Онлайн <Предыдущая | Следующая> Оценка Фирмы |
---|