Правила Общения С Научным Руководителем Дипломной Работы. Часть Вторая
Правила общения с научным руководителем дипломной работы. Часть вторая
Правила общения с научным руководителем дипломной работы. Часть вторая (начало здесь)
Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой,
Я тебе да не поддамся,
Я казак еще живой!
Слова из популярной народной песни, повествующей «о трудной судьбе воина и его борьбе со смертью, которая принимает образ птицы — чёрного ворона» (по материалам сайта Википедея).
***
Итак, «чёрные, белые и красные» преподы. У каждого - свои особенности. Понятно, что предлагаемая мною классификация условна, но она позволяет осуществить «экспресс-диагностику» конкретного типа именно Вашего руководителя. Это, в свою очередь, позволит в дальнейшем правильно и грамотно простроить отношения с руководителем, доведя их до логического завершения - «успешной защиты».
***
«Белый препод» или всё, как и должно было быть.
Такой преподаватель - самый хороший вариант. В меру требователен. Не вынуждает у него покупать пятилетней давности дипломы, а просто даёт их в качестве образца, отмечая при этом, на что обратить внимание. Советует литературу, иногда может сам дать пару важных учебников. Уделяет внимание дипломнику ровно столько, сколько это нужно (не больше и не меньше). Помогает составить план, нормально/последовательно правит работу. Объясняет причины правки, не меняет «шило» на «мыло» двадцать раз. Имеет необходимый опыт, ответственность и нужную уверенность за свои решения. Поможет поправить не только диплом, но и речь/раздаточный. В идеале - прорепетирует защиту. С пониманием, но строгостью относится к задержкам работы. Не переносит своё отношение со студента, который, например, плохо сдавал ему экзамен, на процесс дипломной. Короче, старший наставник-друг.
***
Встречается редко, тип вымирающий, занесён на красные страницы исчезающих видов в Большом Бестиарии Преподавателей. Денег не берёт, на предложение взятки может смертельно обидеться. Подарки не принимает во время процесса написания. К коробке конфет/букета цветов/максимум, небольшого пузырька парфюма ПОСЛЕ защиты отнесётся со смущением, рассыплется в благодарностях, но возьмёт. По существу - САМЫЙ предпочтительный вариант для среднестатистического студента. При средней степени временных затрат и усердности всё заканчивается благополучно. «Белый» препод обязательно придёт на защиту своих дипломников, не побоится за них вступиться. Эх, когда-то и я таким был…
***
«Красный препод» или «козырная карта» на защите
Этому типажу дают «зелёный свет» на страницах Большого Бестиария Преподавателей в силу их статусности. Как правило, это зав. кафедрой, зам. зав. кафедрой или восходяще-восшедшее кафедральное светило с местным/мировым именем. Вечно занят, вечно не успевает. Знает всё лучше всех. Текстом никогда не доволен, но правки по существу не делает. Просто перечёркивает абзацы/листы и требует что-то типа «вот здесь нужно про статистику завтрашнего, а не сегодняшнего дня…». Возражать не рекомендуется, спорить - себе дороже. КРАЙНЕ зациклен на том, вошли ли его научные работы/статьи в Список литературы/Библиографию диплома. Советуется вносить всё, что есть в природе, даже на другие темы. В моей практике шикарный диплом не пропускали раз восемь (без преувеличения), пока я не догадался внести пару статей подобного «научного светила» в библиографию и текст.
***
Существовать студенту вместе с таким «красным» преподом тяжело. Приходится постоянно ждать, выполнять непоследовательную правку, быть готовым к тому, что за неделю до защиты диплом придётся полностью переписывать (реальные случаи из жизни), поскольку руководителя вдруг «осенила» гениальная идея (чаще всего - какая-нибудь малозначащая или бредовая). Меняется всё: устраивавшие ранее главы - на новые, а заключение полностью переписывается. Однако, есть огромный плюс: если Вы выдержали все эти минусы, то на защите можете расслабляться. «Козырный препод» НИКОГДА не позволит ударить в грязь лицом себе, и, следовательно, своим дипломникам. Фактически, он становится «гарантом» отличной оценки. Заранее придумает вопросы для защиты. Иногда даже раздаст их своим коллегам. Ответы сам же и продиктует студенту заранее свысока. На защите никто не скажет поперёк его мнения. Взятки деньгами, как правило, не берёт. Но к дорогим подаркам (типа марочных коньяков или супердорогого парфюма) при каждой редкой встрече относится с должным пониманием. Такому преподу, однако, важнее не подарок/деньги, а значение его статуса, и всего, что его подтверждает. Рекомендую выбирать этот вариант тем, кто идёт на «красный диплом». Для исполнителей же работ за деньги - это самый кошмарный вариант, даже хуже «чёрного препода».
***
«Чёрный препод» или «Я ещё казак живой»
Самый неудобный вариант в начале работы, который только может быть, и для студента, и для исполнителя.
В варианте текста песни «Ты не вейся, черный ворон», исполненной Владимиром Высоцким есть слова, несколько отличающиеся от эпиграфа в начале этой статьи:
«Ты не вейся, черный ворон,
Не маши бойцу крылом,
Не накличешь сердцу горя,
Все равно свое возьмем!».
Возьмёт-то возьмёт своё студент, но с какими нервными затратами. Итак, варианты «чернушности», которые мне встречались среди подобных преподов.Самый крайний, наиболее облегчённый вариант: преподаватель сразу даёт понять, что за определённую цену САМ напишет диплом. Однако не стоит спешить сразу соглашаться: если Вы уже планировали заказывать диплом, то стоит уточнить: сколько будет стоить, целиком ли будет готов написанный руководителем вариант или студенту придётся его доделывать? «Чёрный препод» средней степени тяжести иногда, кстати, может даже дешевле писать, чем фирмы. И затрат нервных будет меньше - уже есть гарантия, что диплом будет принят (по умолчанию).
***
Однако я называю этот вариант «чёрным» потому, что порой студенту приходится платить дважды, если препод с самого начала не предложил этот вариант. Очень часто бывает, что студент заказывает выполнение своего диплома на фирме, платит аванс, а черновики преподаватель начинает раз за разом прокатывать. Ему не нравится, и всё тут. И только на третий-четвёртый раз, если студент не догадается сам, такой препод может «нехотя» предложить свою помощь. Выходов два: либо сразу соглашаться, как-то урегулировав вопрос с фирмой-исполнителем, либо менять преподавателя. Чаще я советую выбирать первый вариант, с пониманием относясь к подобным ситуациям. Однако и среди «чёрных» преподавателей есть варианты подстав.
***
Никогда не забуду историю с одним высокопоставленным товарищем, которому лет пять назад писал диплом для второго высшего. Руководитель у него был доктор наук, величина. Вроде, как мне показалось сначала, - вариант «красного препода». Клиент мой был лицом важным, занятым. Меня ему порекомендовали «свои» люди как относительно недорогого, но качественно пишущего автора. Я общался с клиентом опосредованно, через его помощников и замов. Вроде всё неплохо, научные труды доктора наук -руководителя я выкупил, процитировал в тексте, сослался как нужно на них, текст диплома вылизал. Каково же было моё удивление, когда за полмесяца до защиты мне позвонил сам клиент «Большой человек» (БЧ), и ультимативно приказал приехать к ВУЗу во столько-то, с паспортом. Ничего не понимая, я приехал. Выслушал в свой адрес кучу нового, но несправедливого, временами оскорбительно-нецензурного. С меня потребовали назад аванс. Я попытался возражать, упирая на то, что всё сделал ОТЛИЧНО, просто уверен в этом был. М-р БЧ (по причинам, которые мне стали понятнее позже) вдруг принял решение. Мне тут же выписали временное удостоверение его помощника, и всей дружной компанией мы отправились на аудиенцию к научному руководителю. По пути БЧ остыл, даже попытался пошутить, но меня, кончено, «потряхивало». Я молча копил силы для сражения. Дело было даже не в деньгах - в моей репутации. А ещё оч хотелось «дать сдачи» БЧ за оскорбления.
***
О, как же я запомнил этот разговор с научным руководителем! Когда меня представили, как помощника, который собственно и собирал информацию для диплома (что было практически честно, однако подразумевалось, что писал сам БЧ, а я был как бы референтом), то услышал слова «надутого индюка» про то, что работа не выдерживает никакой критики/уровень написания ниже плинтуса. Я попросил его пройтись по работе, и когда этот «индюк» стал править текст из собственного учебника, всячески его хая (а это была пара страниц, которые я специально вставил в диплом, безо всякого пересказа, «ноль в ноль» - есть у меня пара-тройка таких приёмчиков в арсенале), я достал учебник и на глазах БЧ показал это место преподавателю. Доктора наук «кондратий хватил», он краснел и бледнел, хватался за сердце. Потом вдруг родил/выдавил из себя сентенцию:
- Хорошо, я допущу этот диплом, если Вы (он обращался к БЧ, полностью меня игнорируя) купите на три тысячи тираж моей книги (речь шла не о рублях).
***
Я замер от внутреннего возмущения / стоимость моих услуг как автора была на порядок ниже. Вот тут-то я впервые и настоял на своём. Отведя в сторону БЧ, посоветовал ему написать заявление о смене руководителя, честно изложив ситуацию в заявлении. Вернув аванс, я решил забыть про эту гнусную историю. Через какое-то время мне перезвонил БЧ с извинениями, сам. Сказал, что после некоторых колебаний всё-таки поменял руководителя. Что новый препод принял работу очень позитивно, сделав ряд правок, но отметив её высокий уровень. БЧ попросил/уговорил меня доделать работу, суля златые горы. Заплатил, он правда, совсем чуть-чуть больше, чем договаривались, хотя до этого был готов заплатить три тысячи долларов, а я помог их «сэкономить» (это общее свойство всех хорошо обеспеченных людей - они крайне неохотно расстаются с лишней копейкой, даже когда сулят/обещают это). Для меня эта история стала очередным уроком: даже когда кажется, что всё потеряно - и Вас не допускают до защиты - выход всегда есть.
***
Гораздо чаще, правда, у обычных студентов случаются ситуации, когда «чёрный» препод за очень приличные деньги (сравнимые с написанием на заказ) даёт своему студенту диплом трёх-пятилетней давности, и считает, что свои обязанности выполнил. Что студент должен сам переделать чуток. Вот на такой вариант соглашаться нельзя ни в коем случае - цена точно будет двойной (преподавателю, и тому, кто это будет переделывать, а фактически, писать заново).
Продолжение в Части 3.
А.Шмойлов,
Ген. директор ООО «АнСаВи»: В Вашей жизни возможно всё!
http://www.rusarticles.com/nauka-i-obrazovanie-statya/pravila-obshheniya-s-nauchnym-rukovoditelem-diplomnoj-raboty-chast-vtoraya-2779021.html
Об автореГен. директор ООО "АнСаВи"
Если Защиту Вашей Дипломной Перенесли На Осень, Стоит Ли Расстраиваться? <Предыдущая | Следующая> Домашнее Видео – Номинант На «Оскар» |
---|