«Игра В Пинг-Понг» На Защите Диплома
«Игра В Пинг-Понг» На Защите Диплома
Защита дипломной работы – самый большой «праздник» для студента, практически второй День рождения. «Имениннику» подчас приходится несладко в компании гостей. Нет того студента, которому бы не снилось в кошмарах, что он не может ответить на какой-то очень хитрый вопрос. Нервная дрожь, переходящая в панический ужас, изрядно отравляет «Главный праздник студента». Моя практика преподавателя МГУ и личный опыт позволили выявить ряд типовых ситуаций, с определённой частотой возникающих при защитах.
Предупрежден – значит, вооружен. Если знаешь врага в лицо, имеешь какое-то представление о его повадках и способах вредить, то появляется шанс на более-менее благополучный исход. Конечно, не стоит причислять членов ГАК к стану врагов, однако стоит понимать следующее. В любом институте на любой кафедре существуют свои «подводные течения», группировки и заклятые друзья в общем научном «террариуме единомышленников». Ваш руководитель может оказаться в конфликте с одним из членов ГАКа. Ничего не зная об этом, Вы также при защите оказываетесь в ситуации конфликта. Предвзятое отношение переносится на дипломников. Вопросы в таком случае могут быть «ядовито-некорректными». Конечно, это редчайшие случаи, но и к ним следует быть готовым.
Гораздо чаще встречаются ситуации, когда «кафедральное светило» (а на каждой кафедре или факультете практически всегда встречается подобный экземпляр) желает блеснуть эрудицией перед коллегами и продемонстрировать высоты познания практически во всех областях и тематиках, по которым происходит защита. Студент в таких случаях совершенно неожиданно для себя оказывается средством, а не целью; отражающей поверхностью для «кафедрального светила». В подобных случаях задаются, как правило, корректные вопросы, но требующие, тем не менее, при ответе недюжинного кругозора не только по защищаемой теме, но и в смежных отраслях научного знания.
Чаще всего члены аттестационной комиссии настроены благожелательно (если Вы не махровый прогульщик и не предстали пред очи Вашего руководителя с текстом дипломной работы только на ее защите). Не рассматривая маргинальные варианты типа «отпетых» отличников (которым эта статья вряд ли нужна, они и так сами всё и всегда знают; именно из них вырастают «кафедральные светила»), и «константных двоечников» (которым эта статья уже не поможет по определению), хотелось бы сформулировать рекомендации «для игры в пинг-понг» на защите дипломной работы среднему рядовому студенту.
Все вопросы, которые могут быть заданы после Вашей речи, условно можно разделить на три неравноценных группы.
К первой относятся «нормальные» вопросы. Как правило, их могут задать благожелательно настроенные члены ГАК. Эти вопросы по существу относятся к теме дипломной работы и требуют всего лишь фактического знания текста речи и содержимого раздаточного материала/презентации. В таких случаях полезно рассуждать вслух. Как правило, нормальный вопрос уже содержит в себе ответ. Например, если Вы защищаете дипломную работу по теме «Анализ финансового состояния ЗАО «Кубышка», будьте готовы к тому, что Вас могут спросить как определение понятия «финансовое состояние», так и о факторах, влияющих на финансовое состояние исследуемой фирмы. Здесь самое главное – не растеряться. Смело перелистывайте распечатку речи, находите нужный Вам для ответа слайд, анализируйте, делайте выводы на глазах у «изумленной публики».
Если Вы не уверены в каких-либо формулах, определениях, законах (ну не можете Вы их выучить наизусть, а что-то Вам подсказывало до защиты, что именно это и спросят), то полезно подстраховаться и выписать всё, что вызывает у Вас сомнения на обороте последнего листа речи. В отличие от раздаточного материала/презентации, текст речи – только Ваша собственность. Его не видят преподаватели. Вы вправе вносить любые комментарии и писать на листах всё, что Вам заблагорассудится.
Вопросы второй группы задаются теми самыми «светилами». Довольно часто от Вас могут потребовать фактологических знаний в смежных областях. Вы не обязаны помнить наизусть «темпы прироста удойности у коров за последние десять лет», если Вы защищаетесь по теме «Яйценоскость кур в 2009 году». Однако вряд ли на комиссию произведет положительное впечатление Ваше молчание, равно как и оправдание, что Вы не обязаны это знать. Достойных выходов из этой ситуации мне видится два.
В первом – можно использовать прием под кодовым названием «кинь камень обратно» (иначе - «отрази крученую подачу гасом»). Если, к примеру, преподаватель спрашивает Вас: «Как соотносится (коррелирует) удойность коров с яйценоскостью кур?», имеет смысл, перефразировав данный вопрос, «вернуть» его обратно. Например, это может выглядеть так: «Если я правильно понял(а) Ваш вопрос, Вы хотите узнать, какие общие факторы влияют на удойность коров и яйценоскость кур?» Всё, считайте, Вы выиграли сет. Поясняя свысока, что же конкретно он хотел спросить, преподаватель в девяти случаях из десяти «расколется», и, если сам прямо не ответит на поставленный вопрос, то обязательно даст Вам «зацепки» и «наводки» для ответа.
Вторым выходом из подобной ситуации может быть Ваше честное признание о том, что «в данный момент Вам сложно сформулировать ответ на поставленный вопрос, поскольку он подразумевает владение объемом информации, выходящим за рамки исследуемой темы». Ничего постыдного в таком ответе нет. Однако Вы не доказывали с пеной у рта, что этот вопрос не корректен, а мягко отразили подачу с максимально возможным достоинством.
Самые неприятные вопросы (третья группа) могут быть от предвзято настроенных преподавателей. В ход идет тяжелая артиллерия: отрицательная (отвратительная) характеристика Вас как человека/студента; перечисление всех возможных и невозможных недостатков Вашей работы; длинные патетические нотации о падении уровня образования в стране в целом и в данном конкретном институте в частности. Ни в коем случае нельзя в этой ситуации спорить, повышать голос (тем более, в ответ), оправдываться, пытаться восстановить свое реноме, даже если все обвинения несправедливы! Единственная выигрышная стратегия в этом случае – пассивное сопротивление.
Вы, молча, с видимым вниманием выслушиваете всё, что говорит преподаватель, дожидаясь, наконец, сути вопроса. Если вопроса не последовало, а от Вас ждут ответа, смело применяйте прием «отрази подачу гасом»: «В чём, собственно, заключается Ваш вопрос?». Тон должен быть при этом ровным, доброжелательным, уважительным, однако, ни в коем случае не заискивающим. Поверьте, за закрытыми дверями, при обсуждении Вашей работы найдутся люди, готовые «вставить красивый фитиль» подобному преподу.
После ответа на вопросы Председатель комиссии предоставит Вам слово ещё раз. Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы поблагодарить своего научного руководителя, рецензента, родную кафедру и институт, а также всех присутствующих за проявленное внимание и терпение. Это всегда производит хорошее впечатление на аттестационную комиссию.
Конечно, ситуации на защите порой возникают непредсказуемые. Полностью классифицировать их, по-видимому, невозможно, как и саму жизнь. Тем не менее, надеюсь, что своими «мыслями в буквах» я сумел Вас хоть немного предупредить о «Правилах игры в пинг-понг» на защите дипломной работы.
С уважением и пожеланием отличной защиты,
Александр Шмойлов
www.ansavi.ru
ООО "АнСаВи" - в Вашей жизни возможно всё!
http://www.rusarticles.com/nauka-i-obrazovanie-statya/igra-v-ping-pong-na-zashhite-diploma-2774029.html
Об автореГен. директор ООО "АнСаВи"
Определение меламина в молоке и молочных продуктах <Предыдущая | Следующая> Спутниковая «Рыбалка» – Клюет Всегда |
---|