Одесское Медицинское Училище №3: История И Его Выпускники. Часть 1
История Одесского медицинского училища № 3 (бывшее военно-морское медицинское, а ныне - Одесское базовое медицинское училище) начинается в далёком 19-м веке.
Военная реформа министра Дмитрия Алексеевича Милютина 1860 – 1870гг.
В 1869г. было принято «Положение о Военном министерстве», которое определило его новую структуру. В министерстве создавались семь главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, военно-медицинское, военно-судебное и иррегулярных войск), две инспекции (кавалерии и стрелковых батальонов) и различные комитеты.
Для подготовки военных специалистов низового звена использовались четырехлетние артиллерийские, топографические и военно-фельдшерские школы. Они давали хорошую военную подготовку, и их выпускникам, после определенного срока службы в нижних чинах, могли присваиваться офицерское звание или классный чин.
Для курсантов военно-фельдшерских школ ношение установленной формы одежды со знаками различия было обязательным, так же, как проживание в экипаже (общежитии). Школы были учебными заведениями закрытого типа.
15 февраля 1897 года, был утверждён нагрудный «Знак военных врачей, имеющих звание лекаря», который вручался выпускникам медицинских училищ.
Изначально военно-морское медицинское училище (школа) находилось в Кронштадте:
- 1860 год - Кронштадская военно-морская фельдшерская школа при Кронштадском военно-морском госпитале;
- Приказом Народного Комиссариата по морским делам РСФСР от 18 января 1918 года морские фельдшерские школы переименовываются в училища лекарских помощников морского ведомства.
- 1918 год – Кронштадское училище лекарских помощников морского ведомства;
- 1938 год - Кронштадское военно - морское фельдшерское училище.
- В 1941 – 1944 году Кронштадское военно - морское фельдшерское училище было эвакуировано в Иваново, а затем в Баку и переименовано в военно-морское медицинское училище .
- В 1944 году – передислокация в Одессу, где на базе медицинского техникума по адресу ул. Баранова, 10 (ныне - ул. Княжеская) начинает функционировать военно-морское медицинское училище по подготовке фельдшеров для службы на надводном и подводном флоте.
- В 1957 году - реорганизация Одесского военно - морского медицинского училища в Одесское медицинское училище № 3 (ОМУ №3). В 1962 году производится первый набор девушек. Открывается фармацевтическое отделение, куда принимаются как юноши, так и девушки. При этом ещё сохраняются традиционные военные приветствия преподавателей.
- В 1981 году училище получило статус "Республиканского" и стало называться Одесское Республиканское медицинское училище (ОРМУ № 3 ).
- В 1997 году, путём объединения 1-го, 2-го и 3 -го медицинских училищ г. Одессы образовано Одесское базовое медицинское училище .
(Постановление от 29 мая 1997 г. №526, Киев).
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО МОРСКИМ ДЕЛАМ РСФСР
ПРИКАЗ
от 18 января 1918 года
О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ МОРСКИХ ФЕЛЬДШЕРСКИХ ШКОЛ В УЧИЛИЩА
ЛЕКАРСКИХ ПОМОЩНИКОВ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА
Морские фельдшерские школы переименовать в училища лекарских помощников морского ведомства.
Члены Верховной
Морской Коллегии:
Народный Комиссар по морским делам ДЫБЕНКО
Управляющий Народным Комиссариатом
по морским делам МОДЕСТ ИВАНОВ
Воспоминания - Краснофлотцы.
(Копанев Александр Николаевич, родился и вырос в Одессе, в семье врача.)
"...Первого июля 1941 года нам огласили приказ по Управлению Военных Морских Учебных Заведений (ВМУЗ) контр-адмирала Самойлова о создании Отдельной курсантской бригады ВМУЗ. Каждое учебное заведение подведомственное ВМУЗ обязали направить по одному истребительному батальону в состав формируемой бригады морской пехоты под командованием капитана 1-го ранга Рамишвили.
Названия батальонов говорили о их принадлежности к одноименным учебным заведениям. КУОПП - Краснознаменный учебный отряд подводного плавания, «Дзержинский»- Высшее военно-морское инженерное училище – два батальона, «Фрунзе» - Высшее военно-морское командное училище – отправило на фронт несколько батальонов и сводный отряд, «Кронштадский» - Кронштадское военно-морское фельдшерское училище, «Орджоникидзе» - училище связи, «Каляева» - морское инженерно-строительное, ВМИТУ, и так далее.
...На бригаду приходилось 50 километров второй линии обороны. У каждого батальона бригады был свой участок обороны и своя зона ответственности.
Через нас откатывались на восток остатки разбитых частей.
...Где немцы прорывались, там сразу и задействовали курсантов-моряков. В результате чего бригада несла огромные потери.
...Когда в конце августа 1941 Наркому ВМФ Кузнецову сообщили о гибели в полном составе нескольких батальонов из нашей бригады, то тот немедленно обратился к Сталину и с возмущением доложил, что «безголовое» ленинградской руководство лишило ВМФ резерва командных кадров. В войска немедленно ушел приказ Сталина, продублированный Кузнецовым по всем флотским каналам, о снятии с фронта всех бывших учащихся ВМУЗ и о возвращении их на учебу.
Этим указом предписывалось заменить курсантов краснофлотцами с кораблей и частей береговой обороны флота и дивизиями народного ополчения.
А потом начали искать «козлов отпущения» ответственных за отправку курсантов на фронт в июле 1941.
Но поскольку Жданов и Ворошилов были «священными коровами», то отыграться решили на контр-адмирале Самойлове, начальнике Управления ВМУЗ и командирах бригад.
Так командира сводного батальона Кронтштадтского фельдшерского училища полковника Дмитриева обвинили в потере знамени училища и в неоправданных потерях. Дмитриев был осужден трибуналом, и как говорили, он десять лет просидел в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В 1953 году, после смерти Сталина, по флоту пошли разговоры, что «дело Самойлова, Рамишвили, Дмитриева и других» было пересмотрено и Дмитриева реабилитировали".
Яков Абрамович Гуревич.
Член Союза писателей Молдовы, автор более десяти книг. Его воспоминания о жестокой войне, очевидца и свидетеля тех исторических событий, бесценны:
«…Позади оставались уже несколько месяцев Кронштадтского военно-морского медицинского училища, где за два года из нас, юнцов, планировалось подготовить фельдшеров для службы на флоте, почти полгода в блокадном Ленинграде, куда нас перебазировали и где вымерло более половины курсантов, так что пришлось добирать ребят из городского контингента призывников, затем эвакуация по Дороге жизни – через Ладожское озеро на Большую землю, в мирный текстильный город Иваново, где нам сократили срок обучения до одного года. Однако когда до выпуска оставались считанные минуты, поступило решение ликвидировать училище (поскольку от Краснознаменного Балтийского флота, для которого нас готовили, мало что осталось) и перебазировать в Ярославль, где за 6 месяцев подготовить из нас пехотных лейтенантов.
Сказать, что мы испытали разочарование, - значит ничего не сказать. Скорее, чувства горечи и бессилия. И не от того, что целый год учебы (не только в классах, но и в больницах, госпиталях!) коту под хвост. Рискну сказать, что в выборе училища по окончании школы и меня, 17-летнего, и многих моих сверстников привлекло в его профиле отнюдь не слово « медицинское », а слова «военно-морское» со всей сопутствующей этому атрибутикой. Так что на безудержный энтузиазм на занятиях в пехотном училище не было и намека.
Всего в училище насчитывалось около 20 учебных рот – по сотне или чуть более курсантов в каждой. Из нас, почти выпускников сохранившего свое наименование Кронштадтского военно-морского медицинского училища , образовали две роты - 10-юпулеметную и 12-ю минометную с и дентичными учебными программами, разве что на стрельбище одни таскали на плечах станки и стволы пулеметов «Максим», а другие – стволы и плиты 82-миллиметровых минометов.
Но самое главное - для пехотного училища явление в каком-то роде уникальное и необъяснимое, - нам сохранили нашу матросскую форму! Даже сегодня не могу объяснить дарованную нам вольность. Нехватка пехотного обмундирования? Вряд ли – 18 остальных рот ведь обмундировывались. Опасения вызвать бурное сопротивление? Тоже сомнительно – время-то было военное, не посвоевольничаешь. Как бы там ни было, а именно эта привилегия и обернулась некоторыми шероховатостями в боевой и политической подготовке будущих лейтенантов.
Мы охотно и прилежно занимались в учебных классах, овладевали знанием стрелкового оружия – с закрытыми глазами на скорость могли производить его сборку и разборку, выделялись своей строевой и физической подготовкой - всегда стройные, подтянутые, но – дружно, даже несговариваясь, уклонялись от занятий по тактике. Ползать по-пластунски по голой, ссохшейся земле, вскакивая, преодолевать полосу препятствий и опять валиться на землю, стрелять по мишеням с положения «лежа», барахтаясь в пыли, - и всё это в наших старательно выглаженных под простынями черных брюках, темно-голубых фланелевках с гюйсами, надетых поверх тельняшек, в бескозырках с гордой надписью на ленточках «Краснознаменный Балтийский флот»…
Это было выше наших сил! И мы – сачковали, дерзко отлынивали от такого рода занятий. Под любыми предлогами. От завязывания романтических отношений с молоденькими медичками из санчасти, которые и без того на нас заглядывались, и получения освобождений до сознательного повреждения одежды или обуви. Голь на выдумки хитра. И если обычно в часы занятий по расписанию во всех ротах оставалось по несколько освобожденных по разным (действительно уважительным!) причинам, то в наших двух ротах число фиктивно освобожденных в иные дни переваливало за два, а то и три десятка. Скапливались в так называемой Ленинской комнате, читали книги, писали письма, байки травили.
И надо же было такому случиться, что однажды в училище пожаловал сам командующий Московским военным округом генерал-полковник Артемьев. Очевидно, решил взглянуть на подготовку будущего офицерского пополнения. И по той же «счастливой» случайности он в сопровождении начальника училища и всей свиты забрел в нашу Ленинскую комнату – в тот злополучный день достаточно многолюдную. Углядев генеральские лампасы и стоящего за его спиной своего генерала, мы вскочили и замерли, как вкопанные, а дневальный Миша Дегтярь, слегка запинаясь, отрапортовал, что «группа освобожденных занимается самоподготовкой». Командующий спросил нескольких курсантов о причине освобождения и – надо отдать ему должное! – моментально всё понял, бросил укоризненный взгляд на начальника училища и направился к выходу. А тот на миг задержался в дверях, негромко, но весьма решительно и грозно произнес, адресуясь к нашему ротному:
- Немедленно форму сдать на склад и переобмундироваться! – и последовал за генерал-полковником.
- Ну, это уж дудки! – наверное, мысленно произнес каждый из нас. Это всё одно, что с живого кожу содрать! Достаточно того, что согласились учиться на пехотных лейтенантов (как будто кто-то спрашивал нашего согласия!), но досрочно, до завершения учебы, снять форму!
На следующее утро в нашу 10-ю пулеметную пожаловал сам начальник училища. Построились. Очевидно, интуитивно уловив общий бунтарский настрой, тот громко произнес:
- Коммунисты есть? Один только старшина роты? С вас и начнем…
- Не могу, товарищ генерал!
- Повторите приказание!
- Не могу, товарищ генерал!
- Пять суток гауптвахты!
- Есть пять суток!
И наш видавший виды старшина, успевший уже побывать на фронте и получить ранение, повернулся кругом и безропотно отправился под арест. Та же участь постигла еще нескольких младших командиров.
Наверное, это был уникальный случай неповиновения в военном училище в военное время, завершившийся в нашу пользу. Ненадолго! Расплата не заставила себя ждать – жесткая и суровая, хотя, по правде сказать, не особо нас расстроившая.
Поскольку в лето 42-го потери наши на фронте были особенно ощутимы, училище почти ежемесячно получало разнарядку свыше на отправку в действующую армию одной-двух сотен недоучившихся курсантов. Чтобы не нарушать учебный процесс, отбирались из каждой роты по 10-15 человек, остальные могли безболезненно продолжать учебу.
На сей раз, получив очередную разнарядку, командование училища приняло беспрецедентное решение: отправить в действующую армию обе наши роты в полном составе и таким образом избавиться от своевольного, исполненного гонора контингента.
Я крепко погрешил бы против истины, если бы хоть намеком выразил нашу печаль или озабоченность по этому поводу. Напротив, только радость, даже восторг! Скажу больше: отлынивание от занятий не столько, может, объяснялось нежеланием пачкать нашу форму, сколько нежеланием тратить время и силы в аудиториях и на плацу, когда где-то идут кровопролитные сражения и враг топчет нашу землю. В училище мы ведь попали не по набору, а по приказу свыше, иначе вряд ли бы там оказались.
Мы рвались на фронт. И если бы при попытке переобмундирования нам объявили, что связано это с отправкой в действующую армию, мы прокричали бы «ура!» и побежали бы переобмундировываться, как это случилось за год перед тем в Кронштадте. Тогда некоторых из нас не пустили по возрасту (17 лет!), а теперь ведь уже можно было, так что ни малейшей заминки с переобмундированием на этот раз не произошло.
Оставили себе на память только широкие ремни с медными бляхами, на которых красовались якоря, да тельняшки, да еще бескозырки с надписями на лентах «Краснознаменный Балтийский Флот». С этими атрибутами я не расстался даже в госпиталях, где лечился после ранения. С ними и демобилизовался пять лет спустя. А память о них и по сию пору не отпускает…»
Российский государственный архив ВМФ.
Справочник по фондам (1917-1941гг.)
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВМФ И ОРГАНИЗАЦИИ,
НЕПОСРЕДСТВЕННО ИМ ПОДЧИНЕННЫЕ
УПРАВЛЕНИЕ ВМФ
"ВОЕННО-МОРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ".
Кронштадт. 1938-1941.
ф.р-946, 21 ед.хр. , 1934-1940
Подготовка специалистов-медиков для флота.
В фонде содержатся: приказы по личному составу; акты комиссии о результатах выпускных испытаний курсантов.
В начале сентября 1941 года было приняторешение о эвакуации военно-морских медицинских учебных заведений на Большую землю.
Кронштадское военно - морское фельдшерское училище было эвакуировано в Иваново, а затем в Баку и переименовано в военно-морское медицинское училище.
Александровский Вадим Геннадиевич (1924-2002). Родился в июле 1924 г. в г. Царицыне, ставшем через год Сталинградом.
Из его воспоминаний: "В сентябре 1941 года меня выдернули из 10-гокласса и по комсомольскому набору направили здесь же в Сталинграде на курсы военных связистов, которые окончил в ноябре. Ждал отправки на фронт, но вместо этого опять же по комсомольскому призыву меня направили на учебу в Бакинское военно-морское медицинское училище. В 1942 году в течение какого-то времени я находился на боевых кораблях действующей Каспийской флотилии. Окончив училище, служил в военно-морских авиационных частях, а в 1944 году, будучи лейтенантом, поступил в Военно-Морскую медицинскую академию. После окончания которой служил на Северном флоте, затем уволился по болезни и осел в Ленинграде. 28 лет (до 1993года) проработал в поликлинике Академии наук.
Геннадий Дегтярёв. Московская обл., г. Балашиха. Когда началась война, Геннадию Дегтярёву не было и семнадцати лет. После 9-го класса школы он окончил Бакинское военно-морское медицинское училище и получил первое в своей жизни звание – военный фельдшер. Во время войны был фельдшером на тральщике Балтийского флота, в 1943 году получил звание лейтенанта медицинской службы. В июне 1944 года тральщик погиб на боевом тралении, Геннадий Александрович был тяжело контужен и переведён на службу под Ленинград, где и встретил День Победы. После войны продолжал служить на кораблях Балтийского флота, окончил десятый класс, а потом – Военно-морскую академию в Ленинграде. Военно-морскому флоту и Советской армии были отданы долгие годы безупречной службы. Уволился в запас Геннадий Александрович в чине полковника. У него много наград: два ордена Отечественной войны 1-й степени,орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги» и ещё около двадцати медалей.
Сенатский Юрий Константинович. Контр-адмирал в отставке.
Главный специалист Военно-Морского флота СССР по спасательным и судоподъемным работам.
Родился 13 октября 1924 года в г. Архангельске. Дошкольные годы прошли в Вологодской деревне и в г. Ленинграде. Особое увлечение судовым и авиа моделизмом при Доме пионеров города.
В 1940 году - воспитанник 2-ой ленинградской спецшколы ВМФ. 10 класс пришелся на блокадный период Ленинграда.
С февраля 1942 года - воспитанник подготовительных курсов Высшего Военно-Морского училища им. М.В. Фрунзе, с которыми был эвакуирован сначала в Астрахань, а затем в Баку. В сентябре 1942 года по так называемому "алфавитному" распределению был направлен в Бакинское фельдшерское училище ВМФ.
В апреле 1944 года в звании младшего лейтенанта и квалификацией фельдшера направлен на Балтику на тральщик "Желябов-172" в Таллинн. В октябре 1944 года за мужество проявленное в боях при высадке морского десанта на острова Эзель и Даго награжден орденом Красной Звезды. Кавалер 24 государственных наград.
С 1987 года в отставке. Проживает в Москве.
Ерахтин Владимир Федорович.
Родился в 1923 году в с. Липовка Саратовской области. В Астрахань переехал с родителями в 1933 году. Здесь в 1942 году, после окончания девятого класса астраханской школы, он пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Мальчишку приняли и направили в военно-медицинское училище ВМФ г. Баку.
Закончив ускоренные курсы, Ерахтин попал в действующую армию. Отправился на Ленинградский фронт в военно-морской Краснознаменный Балтийский флот, фельдшером в 14-й отдельный артиллерийский дивизион 374-ой батареи. После войны продолжил службу в рядах Красной Армии до 1955 года.
Морские учебные заведения Одессы.
После Великой Отечественной войны началось активное развитие военно-морского флота СССР. Для медицинского обеспеченья кораблей, частей, соединений необходимы были как фельдшера, так и военно-морские врачи. Многие не знают, что в Одессе существует бывшее военно-морское медицинское училище, которое выпускало фельдшеров. С 1952 по 1956 годы училище готовило военных медиков для службы на подводных лодках. В стенах учебного заведения изучали медицинскую науку и совершенно секретную дизель-электрическую подводную лодку проекта 613, а в клиниках Одесского медицинского института проходили практику.
Средние мореходные училища имели военный цикл. Для курсантов училищ ношение установленной формы одежды со знаками различия было обязательным, так же, как проживание в экипаже (общежитии). Училища были учебными заведениями закрытого типа.
Окончившим Одесское медицинское училище, которое в то время готовило фельдшеров для Военно-Морского флота с присвоением по окончанию лейтенантских званий, вручался "Знак выпускника военно-медицинского училища ".
Николай Иванович Трынин (из воспоминаний):
«…В ноябре 1941 года я прошёл медкомиссию и поступил в Бакинское военно-морское медицинское училище. Днём по 16 часов сидели на занятиях, а ночью патрулировали по городу. И такая картина была до 12 августа 1942 года, пока не вышел приказ: направить на фронт из нашего училища 150 курсантов, и меня в том числе.
Была сформирована 34-я отдельная стрелковая бригада морской пехоты из курсантов шести училищ численностью 2,5тысячи человек на защиту Баку, куда стремились фашисты. Я был определён бронебойщиком ПТР Симонова. Оказался на Северном Кавказе – в районах Махачкалы, Орджоникидзе, Гизели. С 1 сентября 1942 года мы начали принимать участие в первых боевых действиях против немецких танков, которые через Пятигорск вышли к Орджоникидзе. Гитлеровцы хотели по Суарскому ущелью, по пролегающей через него военно-грузинской дороге прорваться к Тбилиси. Мы застряли в этом треугольнике почти на три с половиной месяца. Перед нами стояла задача: не пропустить немцев на Баку и не дать им по ущелью выйти к Армении и Грузии, потому что там они могли добраться уже до Ирана и Турции. …Мы взяли укрепление, где засели фашисты, и должны были продержаться в нём до утра, пока не придёт подмога. Вместо еды нам привезли два бочонка: один с кислым молоком, другой с вином. Каждый выбирал что хотел, наутро проснулись – пить хочется ужасно. А воды никакой нет. Тогда командир послал меня за водой. Я собрал фляжки, пополз по траншее, а тут кто-то ещё попросил: «Слушай, захвати и мой котелок». И только я потянулся за котелком, как меня и зацепило, ранило в руку навылет – нижнюю треть плечевой кости раздробило на мелкие осколки.
В медсанбате операционных столов не хватало, и меня положили на ящики, застеленные простынёй. Слышу, говорят: «Василий Иванович, маски-то все заняты, как будем оперировать?» А хирург отвечает: «Парень крепкий, выдержит. Налейте ему стакан!» И вот вместо наркоза мне дали выпить 250 граммов спирта. Начали операцию, соединяют мягкие ткани. Мне хоть бы хны. Но как только добрались до нерва, я протрезвел. «Дайте ему ещё!» – скомандовал хирург. Вот и принял я тогда пол-литра спирта. Быстренько сшили нерв, наложили шину. А дальше меня отправили в госпиталь в Баку. На этом мои боевые действия закончились.
После госпиталя был комиссован назад в училище, которое теперь находилось в Одессе.
Однажды посреди ночи нас разбудили. В открытые окна ворвался ветер. Из репродуктора доносился голос Левитана, который сообщил, что война закончилась, подписан акт о капитуляции. О-о-о! Тут началось такое!.. Люди выбегали из домов. Вся Одесса ликовала. Хозяин соседней лавочки с радости всех зазывал: «Курса-а-а-нты, давай ко мне-е-е! Подходите выпить за победу!» Угощал нас вином и шоколадом. А потом, уже днём, был парад на центральной площади. Для нас это был самый радостный день. Пошёл новый отсчёт времени и жизни».
По окончании училища в 1945 году, выпускника Трынина направили служить военным фельдшером на подводную лодку Щ-120 в Советскую Гавань.
В 1956 г. Николай Трынин окончил Ленинградскую военно-морскую медицинскую академию.
После окончания ВММА Николая Трынина перевели на Северный флот в город Мурманск.
Николай Иванович ходил на разных типах кораблей по всем морям и океанам до 1963 года.
После демобилизации в 1963-м году с семьёй приехал в Куйбышев. Николай Иванович некоторое время трудился в окружном госпитале, затем более двадцати лет, до самой пенсии работал в Управлении Госстраха по Куйбышевской области врачом-экспертом.
Трынин Н. И. имеет множество наград, но самая дорогая – медаль за оборону Кавказа.
ВоспоминанияСемена (Суни) Нагирнера:
"…В 1946 году после окончания семилетки поехал с дружком в Одессу (она от нас примерно в 300-х километрах) поступать в военно-морское медицинское училище . Оно было единственное в стране, и конкурс там тогда был двести человек на место. Из Владивостока, Хабаровска, Мурманска, Калининграда ребята приехали, из всего Союза".
Из воспоминаний Тышкевича Александра Павловича обучавшегося в одесском медицинском училище, готовившем фельдшеров для военно-морского флота: "Училище, надо сказать, в ту пору пользовалось в Одессе большой популярностью. Требования были там высокие, знания давали основательные. Поступить в училище считалось очень престижным. Курсанты были на казарменном положении, на полном государственном обеспечении, носили военно-морскую форму, а к парадной форме полагались даже палаши (короткие сабли). В общем, среди девчат курсанты пользовались большой популярностью.
Молодые, физически крепкие, подтянутые, они и на деле, при случавшихся "разборках" с местными цивильными разгильдяями, не раз доказывали свое превосходство по всем статьям".
Попков Виктор Михайлович родился 20 ноября 1919 года в крестьянской семье в деревне Маланьино Раменского сельского совета Сонковского района Калининской области. В ноябре 1939 года он был призван в армию и направлен для прохождения срочной службы в Краснознаменный Балтийский флот.
Зачислен в состав 10-ой особой бригады морской пехоты в 3-й батальон. Принимал участие в боях с финнами с 5 января 1940 года по 15 марта 1940 года.
В ноябре 1940 года Виктора Михайловича направили в школу младших командиров имени Чапаева на курсы санитарных инструкторов, которую он окончил в мае 1941 года и получил звание старшины 2-й статьи - санинструктора.
С начала Великой Отечественной войны участвовал в боях в составе шхерного отряда Выборгского укрепленного района до 15 августа 1941 года, затем был переведен в город Кронштадт и зачислен для прохождения дальнейшей службы в 6-ю морскую бригаду Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в боях на Ленинградском, а позднее на Волховском фронте в составе той же части в качестве санинструктора.
В декабре 1941 года получил ранение и находился на излечении до 15 марта 1942 года в городе Сокол Вологодской области. После выздоровления его направили в расположение флотского полуэкипажа Беломорской военной флотилии и назначили в 230-ю отдельную конвойную стрелковую роту Балтийского флота на должность санинструктора.
В 1943 году ему присвоили звание сержанта.
В июне 1944 года Виктор Михайлович был направлен на учебу в фельдшерское училище Военно-морских сил города Одессы.
После окончания училища служил на флоте Каспийского моря, принимал участие в испытаниях водолазных костюмов.
В 1959 году демобилизовался и жил в городе Калинине.
Мельник Митрофан Лукич. Призван на военную службу в июле 1941 г. Был направлен в авиацию Черноморского флота, боевые части которой находились в основном в Крыму. С оставлением Крыма - продолжил службу в районе г. Туапсе, в котором встретил окончание войны.
В послевоенные годы закончил Одесское военно-морское медицинское училище и служил фельдшером на кораблях Тихоокеанского флота до демобилизации в 1962 г. в звании майора медицинской службы. После этого работал в санэпидстанции железнодорожной станции г. Могилев до сентября 1965 г., а затем в областной СЭС до 1989 г. помощником санврача.
Антон Самуилович Зиновьев (1926—2003) заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАМН, действительный член Международной академии патологии.
Родился А.С. Зиновьев 15 августа 1926 г. в Карагандинской области Казахской ССР в крестьянской семье. После окончания школы А. Зиновьев по направлению поступил в Одесское военно-морское медицинское училище.
Выпускник училища Антон Зиновьев был направлен для прохождения службы на Амурскую Краснознаменную флотилию в г. Хабаровск, тогда же назначен старшим фельдшером отряда. Продолжал службу военный фельдшер А. Зиновьев в Севастополе.
После увольнения из армии в 1947 г. поступил в Ростовский мединститут. В 1948 г.с семьей он переехал в Омск и продолжил учебу в Омском медицинском институте (ОГМИ). В 1958 г.успешно защитил кандидатскую диссертацию «Материалы к вопросу о морфологическом субстрате сердечной декомпенсации при ревматизме».
В 1960 г.А.С. Зиновьев был избран по конкурсу на должность ассистента кафедры патологической анатомии.
В 1971 г.А.С. Зиновьев решением ВАК был утвержден в ученом звании профессора по кафедре патологической анатомии, а в 1972 г. избран по конкурсу на должность заведующего этой кафедрой, которой руководил в течение 25 лет.
Бирюков Владимир Павлович.
Образование: в 1949 г. окончил Одесское военно-морское медицинское училище.
В 1962 г., без отрыва от исполнения непосредственных обязанностей, окончил Запорожский фармацевтический институт.
Трудовая деятельность: с 1949 г. проходил службу на Северном и Черноморском флотах в должностях начальника отдела хранения, начальника медицинского склада флота.
В 1971 г. был назначен старшим инспектором медицинской службы флота по медицинскому снабжению. После увольнения из Вооруженных Сил (с 1987 и по 2004 г.) продолжал трудиться по специальности, в настоящеевремя работает в Медицинском центре Управления делами Президента РФ.
Награды и звания: полковник медицинской службы в отставке, награжден орденом "Знак Почета", медалью "За боевые заслуги" и другими медалями.
Арестов Виктор Михайлович.
Родился 4 октября 1931 года в селе Рубежное, Волчанского района, Харьковской области, Украинской ССР.
Окончил Одесское военно-морское медицинское училище и Кишинёвский государственный медицинский институт по специальности врач-стоматолог.
С 1950 по 1957 год проходил военную службу в Советской Армии.
С 1961 по 1963 работал фельдшером в отделении кишинёвской скорой помощи и зубным врачом в кишинёвской республиканской клинической больнице.
С 1964 года начал работать в качестве врача стоматолога в клинической больнице города Тирасполь. С 1966 года на протяжении 30 лет возглавлял Тираспольскую стоматологическую поликлинику.
Активно участвовал в депутатской деятельности: с 1975 года депутат 3-х созывов Тираспольского городского совета, затем депутат Верховного Совета Молдавской ССР, а с 1990 года - депутат временного и 2 последующих созывов Верховного Совета ПМР.
С августа 2003 года находится в должности советника Президента ПМР.
Является председателем общественного объединения "Союз русских общин Приднестровья".
Награжден: орденом Республики, орденом "За заслуги" II степени, орденом Почета, орденом "За мужество", медалью "За трудовую доблесть" и др.
Василий Васильевич Гайдамака родился 10 октября 1935 года в городе Херсоне.
После окончания общеобразовательной средней школы поступил в Одесское военно-морское медицинское училище , которое окончил в 1956 году и по собственному желанию был направлен на Тихоокеанский флот. Службу начал на военно-морской базе на острове Сахалин город Корсаков, затем в морской обороне на мысе Крильон, напротив японского острова Хоккайдо.
В 1962 году молодой медик был переведен начальником медслужбы дивизиона торпедных катеров военно-морской базыв Советской Гавани (бухта Императорская).
В 1965 году без отрыва от службы, Василий Васильевич заочно окончил фармацевтический институт. Изучал влияние температуры и влажности на хранение лекарственных препаратов.
В 1969 году ему предложили должность преподавателя на военно-морской кафедре Хабаровского медицинского института.
В 1973 году прошел усовершенствование в Ленинградской военно-медицинской академии им. С.М.Кирова.
Почти каждый год исполнял обязанности руководителя морской практики студентов пятого курса на кораблях и подводных лодках в Советской Гавани и Владивостоке.
В 1981 году ушел в запас и переехал в родной Херсон. Устроился в областной штаб гражданской обороны врачом-инспектором медицинской защиты. Затем работал начальником гражданской обороны областного аптечного управления.
Василий Васильевич творческий человек - писатель и поэт. Имеет ряд изданий. Публикуется в СМИ. Занимается общественной деятельностью в совете ветеранов. Является членом Морского собрания и клуба подводников, членом морского казачества.
Леонид Моисеевич Шафран. Доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом гигиены и токсикологии, заместитель директора Государственного предприятия "Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта" Министерства охраны здоровья Украины.
Родился 18 февраля 1936 года в г. Коростень Житомирской области.
В 1957 г. окончил Одесское военно-морское медицинское училище;
в 1964 г. - Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова, квалификация - "биолог, преподаватель биологии и химии".
В 1966 г. завершил обучение в Одесском государственном медицинском институте им. Н.И. Пирогова, специальность - "лечебное дело".
Воспитанник Ленинградской (Н.В. Лазарев, С.Н. Голиков, Л.А. Тиунов, А.А.Голубев) и Киевской (Л.И. Медведь, Ю.С. Каган, Ю.И. Кундиев, А.Ф. Лещинский, И.М. Трахтенберг) научных школ токсикологов и гигиенистов.
Основные направления научной деятельности: гигиена, токсикология, медицина транспорта, адаптация человека к экстремальным условиям среды (биохимические и психофизиологические аспекты). Один из основателей отечественных школ токсикологов и гигиенистов транспорта (гигиена и токсикология опасных грузов, полимерных материалов, адаптация человека в экстремальных условиях производственной и окружающей среды). Имеет 19 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами.
Опубликовал 450 научных работ, в том числе 18 монографий, руководств, справочников, из них 3 - в международных изданиях.
Под научным руководством профессора Л.М. Шафрана успешно защищены 5 докторских и 17 кандидатских диссертаций.
Член специализированного ученого совета при Институте медицины труда АМН Украины.
Председатель Комиссии по гигиене и токсикологии полимерных материалов Одесского отделения Общества токсикологов Украины. Член бюро Комитета по вопросам гигиенической регламентации Министерства охраны здоровья Украины; проблемных комиссий по медицине труда, гигиене и токсикологии пестицидов и полимерных материалов Министерства здравоохранения Украины; член научного совета Международной ассоциации экотоксикологов и химиков окружающей среды (SECOTOX). Академик Международной академии безопасности жизнедеятельности, Международной академии человека в аэрокосмических системах, Академии наук судостроения Украины; член-корреспондент Украинской экологической академии наук.
Является членом редакционных коллегий и редакционных советов журналов "Современные проблемы токсикологии" (г. Киев), "Гигиена населенных мест" (г.Киев), "Актуальные проблемы медицины транспорта" (г. Одесса), "Причерноморский экологический бюллетень" (г. Одесса).
Награды: орден "Знак Почета"; 9 медалей, среди которых 5 медалей ВДНХ и серебряная медаль им. Бернарда Нохта (ФРГ); нагрудный знак "Отличник здравоохранения"; Почетный диплом Института морской медицины в Гдыне (Польша).
http://www.rusarticles.com/uchebnye-zavedeniya-statya/odesskoe-medicinskoe-uchilishhe-3-istoriya-i-ego-vypuskniki-chast-1-4221376.html
Об автореВыпускник ОМУ №3, доктор медицинских наук, действительный член (академик) Международной Академии Наук Экологии, Безопасности человека и природы (МАНЭБ); член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН); врач высшей категории.
Одесское Медицинское Училище №3: История И Его Выпускники. Продолжение (Часть 2) <Предыдущая | Следующая> Роль Мнемотехники В Обучении Детей Связной Речи |
---|