Роль Мнемотехники В Обучении Детей Связной Речи
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания припоминания. Этому-то способствует мнемотехника.
Мнемоника или мнемотехника (в переводе с греческого –«искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения запоминание возможно только в случае, если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти, мышления, внимания, воображения. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Для того, чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у малыш, следует организовать его активную деятельность, специально включая материал для запоминания.
На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связанными и систематизированными. Они объединяются, категории, что придают образом памяти «картинность».На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия Образная память как бы соединяет единое целое отдельное ощущение, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостной образ. Память включается в наблюдение, в то же время сама зависит от умения субъекта наблюдать.
Вот уже третий год в своей работе я стала применять приемы мнемотехники при составлении предложений, рассказов на татарском языке. Дети запоминают материал лучше, когда они оперируют наглядностью, проводят с ней какие-то практические действия.
При ознакомлении детей с республикой Татарстан, народами Поволжья и т.д. особое место занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время работы, время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
-перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
-развитие мелкой моторики рук.
Занятия состоят из нескольких этапов, в течение которых я осуществляю следующие задачи:
Этап 1. Рассмотрение таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2 .Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ предложений и рассказов с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказать вместе со мной.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но надо изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование мнемотехники при обучении детей татарскому языку заметно облегчает процесс овладения связной речью. Наличие зрительного плана при составлении рассказов придает детям уверенность, и дети становятся более активными на занятиях, хорошо усваивают программный материал.
http://www.rusarticles.com/pedagogika-statya/rol-mnemotexniki-v-obuchenii-detej-svyaznoj-rechi-4219261.html
Об автореАхметшина Наиля Насибулловна, воспитатель по обучению детей татарскому языку, МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 24 "Буратино" г. Набережные Челны Татарстан
Одесское Медицинское Училище №3: История И Его Выпускники. Часть 1 <Предыдущая | Следующая> Почему Обучение По Видеокурсам Становится Популярным И Как Сэкономить На Покупке Видео Курса |
---|