Мотопомощник: и вспашет, и напилит, и подвезет
Окончание. Начало смотри в предыдущем номере журнала.
На мотоблоке используется одноконный плуг, который имеет "плавающее" крепление и регулировку по толщине захватываемого пласта (по глубине вспашки), а также по углу наклона (см. иллюстрации). Можно оснастить мотопомошника почвообрабатывающими орудиями и иной конструкции. В том числе - самодельными, чертежи и описание которых неоднократно публиковались на страницах журнала "Моделист-конструктор". Это и специальный поворотный плуг (Моделист Конструктор, № 5 1990), и окучник, рабочий элемент которого выполнен в виде стрельчатой лапы (№ 4 1985), и дисковый культиватор (там же). Как показали специально проведенные испытания, хорошо агрегатируются также косилка, другие прицепные орудия, конструкции которых были опубликованы в № 6 за 1985 год.
Разумеется, возможности мотоблока неплохо было бы еще больше расширить. И это желание осуществимо. Нужно лишь снабдить нашего мотопомошника специальным устройством для отбора мощности, выточив несколько иной, чем в первоначальном варианте, - первичный вал ГП, со шлицевой частью и резьбой с обоих концов: ведь в этом случае легко использовать навесные орудия. Например, ту же циркулярку при заготовке, скажем, дров на зиму и т.п. Переделка первичного вала повлечет за собой и изготовление не одной крышки подшипникового узла, а двух, абсолютно одинаковых. Вторая - для замены детали 8, не имеющей центрального отверстия (см. публикацию в предыдущем номере журнала).
Еще несколько слов - о прицепной тележке, наличие которой превращает мотоблок в транспортное средство с шарнирно сочлененной рамой, способное двигаться со скоростью до 20 км/ч. Конструкция может быть, естественно, любой, как и размеры. Целесообразней, видимо, не увлекаться гигантоманией. Скажем, при довольно скромных габаритах (длина кузова 1000 мм, ширина 950, а высота борта - 300 мм) такая тележка способна перевезти груз массой до 400 кг. Борта и днище проще всего сделать из дерева; задний борт - откидной. Для водила (дышла) подойдет незамысловатая конструкция из отрезков водо- или газопроводных труб. Сиденье можно позаимствовать, например, от старого мопеда. Установить его лучше таким образом, чтобы управлять своим "транспортным средством" без особого напряжения. А колеса тележки оборудовать ножным тормозом.
Нужно поливочное устройство? Тоже нет проблем. Советуем воспользоваться самодельной разработкой, опубликованной в № 7 Моделист Конструктор за 1990 год. Производительность такого насоса 10...12 м3/ч. А мощности вполне хватит, чтобы подать воду по шлангу на расстояние до 150 м. При этом напор струи таков, что вода из поливочного шланга способна "лететь" на 15 метров и более.
Короче, есть над чем подумать. Ведь главное - был бы надежный мотопомошник, а оснастить его можно любыми прицепными и навесными орудиями.
Механизм прицепного устройства и крепления рулевого управления (в сборе):
1 - корпус главной передачи, 2 - рычаг переключения хода, 3 - рычаг переключения передачи, 4 - втулка (2 шт.), 5 - болт-ось, 6 - винт врезной (2 шт.), 7 - штанга рулевого управления (отрезок трубы стальной толстостенной), 8 - опорный стакан-втулка, 9 - муфта сцепная с V-образным зубом (поворотная часть), 10 - муфта сцепная с V-образным зубом (неподвижная часть), 11 - пластина опорная, 12 - гайка фасонная, 13 - пластина боковая (2 шт.), 14 - сцепка поворотная, 15 - подшипник радиальный с защитными шайбами 80206, 16 - пластина крепления буксы (2 шт.), 17 - букса сцепки, 18 - подшипник радиальный с защитными шайбами 80204, 19 - шайба распорная, 20 - шайба Гровера, 21 - гайка M14, 22 - втулка бронзовая.
Схема крепления рукояток управления:
1 - болт-ось, 2 - гайка, 3 - муфта с V-образным мелким зубом (2 шт.), 4 - рукоятка левая, 5 - хомут, 6 - штанга рулевого управления с заглушкой на конце, 7 - рукоятка правая.
Крепление рукояток переключения передач и хода:
1 - рычаг-рукоятка переключения передач, 2 - втулка (2 шт.), 3 - гайка, 4 - болт, 5 - шарик пластмассовый (2 шт.), 6 - хомут, 7 - штанга рулевого управления.