Дисковые системы торможения появлялись в конце 50-х годов прошлого столетия. Главной причиной их разработки стал резкий рост мощности и скорости автомобилей. Старые системы просто не могли остановить новые машины. Именно поэтому диски вытесняли барабаны сначала на спортивных, а затем и на всех остальных моделях. Сначала переход диктовался лишь надежностью новой конструкции, но постепенно в ходе эксплуатации обнаруживалось все больше и больше преимуществ дисковой системы тормозов. Это стало причиной массового отказа производителя от старых технологий в пользу тормозных дисков. Сейчас же барабанные тормоза можно встретить только на самых недорогих машинах, да и то только на задних колесах. На абсолютном же большинстве автомобилей установлена дисковая тормозная система.
Чтобы понять, чем же так хороши дисковые тормоза, нужно знать саму суть торможения. Она заключается в том, чтобы с помощью трения перевести кинетическую энергию движения автомобиля в тепловую. Поэтому главной проблемой остается чрезмерное нагревание диска и, как следствие, вскипание тормозной жидкости. Этот фактор немного сдерживал распространение дисковых тормозов до тех пор, пока не были изобретены тормозные жидкости с высокой температурой вскипания. Теперь главным вопросом стал выбор материала для изготовления дисков. Он должен соответствовать многим требованиям, ведь от них напрямую зависит безопасность водителя.
Так, материал для изготовления тормозных дисков должен характеризоваться хорошими фрикционными свойствами, быть стойким к разрушающим воздействиям внешней среды и, конечно же, обладать высокой температурой плавления. Пусть и не идеально, но данным требованиям отвечает чугун. Однако пара минусов несколько ограничивает широкое распространение чугунных тормозных дисков. Главный из них состоит в том, что чугун во время нагревания намного сильнее подвергается коррозии, поэтому его нельзя использовать на спортивных машинах.
Альтернативой являются диски из нержавеющей стали. Они гораздо более стойкие к коррозии, но их фрикционные свойства не так хороши, как у чугуна. Недостаток компенсируют увеличением диаметра этих элементов. тормозные диски прекрасно переносят нагревание до 400 градусов, и им не вредит попадание влаги.
Однако все металлические диски имеют общее отрицательное качество, а именно вес. Слишком большая вращающаяся масса негативно сказывалась на ходовых качествах автомобиля. Решение проблемы было найдено в карбоновых дисках. Они изготавливаются из углепластика и, кроме небольшого веса, имеют еще ряд преимуществ. Это и улучшенные фрикционные свойства, и абсолютная стойкость к коррозии, и более высокая сопротивляемость высоким температурам. Однако у них есть один недостаток, который практически исключает возможность их использования в обычных машинах. Карбоновые диски хорошо справляются со своими обязанностями, только будучи нагретыми до 200ОС. Поэтому их применение ограничивается спорткарами, где они стали просто незаменимыми. Стоит также отметить, что цена карбоновых дисков существенно выше, чем стоимость чугунных или стальных.
Существуют также керамические диски, которые по всем параметрам превосходят карбоновые и тем более чугунные. Они выдерживают температуру до 1000ОС, однако высокая стоимость позволяет устанавливать их только на элитных автомобилях.
Характеристики тормозных дисков определяются не только материалом. При активном вождении с частыми остановками диски и колодки раскаляются докрасна. При этом начинают испаряться связующие компоненты, которые создают газовую прослойку между диском и колодками. Это приводит к снижению трения и значительному ухудшению управляемости. Данная проблема решилась очень легко благодаря перфорированию тормозных дисков. Суть этого процесса заключается в сверлении нескольких отверстий в детали. Через них осуществляется теплообмен и отток нежелательного газа. Но сам процесс сверления не так прост. Нужно очень точно рассчитать расположение и диаметр отверстий, иначе диск может расколоться уже при первой поездке. Перфорирование дисков можно доверять лишь профессионалам, а лучше и вовсе покупать сразу готовые.
Немного позже после перфорированных дисков появились диски с канавками, которые сначала считались улучшенным вариантом отведения газов. Однако, как показала практика, со временем глубина канавок уменьшалась, тем самым ухудшая теплообмен и не выполняя своих функций по оттоку газов. По понятным причинам такая технология не получила широкого распространения.
Дисковые тормозные системы продолжают развиваться и по сей день. Еще недавно они применялись только на легковых машинах. Грузовики и автобусы доверяли только барабанной системе. Теперь же, благодаря постоянным улучшениям, дисковая система постепенно внедряется и в тяжелые автомобили. Диски становятся более надежными, прочными, эффективными. Но не стоит забывать, что какой бы идеальной ни казалась тормозная система, решающую роль все равно играет человеческий фактор. Также не стоит забывать, что любой диск в конце концов изнашивается, и нужно вовремя заменить его на новый.
Курьерские службы и доставка по Москве <Предыдущая | Следующая> Когда Менять Ремень Газораспределения? |
---|