Для безопасности при езде на мотто транспорте большое значение имеют правильно выбранные размеры амортизаторов. Амортизаторы относятся к частям, обеспечивающим безопасность, поэтому изготовители автомобилей рассчитывают такие размеры амортизаторов, как длина, диаметр, а также детали подвески и т. д. с помощью компьютерных программ.
Вопросы безопасности часто являются вопросами технологическими, если вы знакомы с технологией. Начать с того, что они не поглощают удары - это делают пружины. Когда ваш мопед попадает на дорожную кочку, вашим колесам не остается ничего другого, как следовать по изгибам кочки. Ваши шины частично сжимаются, но не достаточно для того, чтобы вы почувствовали разницу и тот эффект, который оказывает эта кочка на остальные части байка и на вас. Если бы колеса вашего мотоцикла были прикреплены непосредственно к раме, без пружин и амортизаторов, мотоцикл почти мгновенно поднялся бы, как минимум на высоту кочки.
Эффект, конечно же, заключается в том, что, если высота достаточно существенна, то, когда байк снова вернется на землю, вы все еще будете в воздухе. Возможно, ваши руки не отпустят в таком случае руль, поэтому руки будет тянуть вперед вместе с байком, в то время как ваше тело по-прежнему будет в воздухе, а затем, что еще хуже, вы начнете падать.
Безусловно, решение такой проблемы - удержать большую часть байка, в отличие от колес, от поднятия при проезде по этой кочке (т.е. сделать как можно больше составляющих байка «подрессоренным весом»). Когда колеса проезжают по кочке им передается огромное количество кинетической энергии. Эту энергию нужно задержать прежде, чем она передастся раме мотоцикла. Именно это и делают пружины. Сжимаясь, пружины поглощают энергию, которая идет от колес.
Помните кузнечиков (детские палки-прыгалки)? Если бы кроме пружин между колесами и рамой у вас бы ничего не было, единственное, что сделали бы пружины - дали бы вам какое-то время, а затем подбросили бы байк в воздух после кочки. Другими словами, как только пружина сжалась, единственное, что она может сделать - распрямиться (таков закон). Энергия, которую высвобождают пружины при декомпрессии, почти равна энергии, затраченной на их изначальное сжатие. (Разница будет лишь в том, что очень незначительная часть кинетической энергии конвертируется в тепловую энергию.) Теперь мы понимаем, что делают амортизаторы. Они КАРДИНАЛЬНО замедляют декомпрессию ваших пружин (и в процессе они конвертируют в тепло гораздо большее количество кинетической энергии).
Амортизатор состоит из трубки, заполненной маслом, которая работает, как гидравлическая жидкость, и поршня (который не связан физически ни с одним из концов трубки), который скользит вверх и вниз внутри трубки, заполненной маслом. Поршень соединен с одним концом амортизатора посредством стальной штанги, к другому концу подсоединена трубка. Один конец амортизатора присоединен к раме мотоцикла, тогда как другой конец соединен со ступицей колеса (или с задним маятником, который связан со ступицей). Таким образом, когда колесо поднимается по отношению к мотоциклу, поршень движется в масле. Масло обеспечивает сопротивление движению поршня, и его скорость замедляется.
Во время этого процесса кинетическая энергия трансформируется в тепло. (Поэтому следует регулярно менять масло амортизатора - тепло разрушает его разжижает). Масло внутри этих трубок остановило бы поршень совсем, если бы в поршне не было клапана, который позволяет проходить жидкости через него. Это происходит потому, что масло, как и воду, нельзя сжать. Клапан можно сделать таким образом, что жидкость будет течь в одном направлении быстрее, чем в другом. Например, вы хотите, чтобы пружины сжимались быстрее, чем они разжимаются.
Без клапана пружины не сжимались бы вовсе, и вы бы чувствовали себя так же плохо, как если бы колеса соединялись с рамой напрямую. Точно также, если пружины слишком сильные для той нагрузки, которую они испытывают, слишком большое количество кинетической энергии передавалось бы непосредственно раме мотоцикла, потому что они будут сжиматься слишком медленно, если вообще будут сжиматься.
Но слишком замедленный уровень компрессии пружин приводит к неэффективному контролю кочек; декомпрессия происходит слишком быстро, что так же плохо. Когда происходит такое, мотоцикл будет реагировать на кочки, как детский «кузнечик». Итак, важно, чтобы конструкция пружин и амортизаторов на вашем байке учитывала вес самого байка и тип поездки, для которого предназначен байк. Но все эти конструкции представляют собою компромиссные решения, так как вы можете делать такие вещи, на которые разработчики вовсе не рассчитывают - а в результате вы можете пострадать или того хуже.
Например, когда вы сажаете пассажира или нагружаете тяжелый багаж на мотоцикл, вам следует увеличить напряжение пружин вокруг ваших амортизаторов. Если вы не сделаете этого, система может оказаться перегруженной, и реакция системы будет очень близка к «кузнечику». Если вы поедете на дорожной машине загород, по бездорожью, и будете считать, что это - мотокроссовый байк, результат будет таким же.
Но даже если вы не будете делать столь экстремальных вещей, вы поймете, что конструкция амортизаторов не идеальна. (Если бы конструкция была совершенной, вы бы не ощутили ни одной кочки на дороге.) Суть заключается в том, что иногда дорожное покрытие превосходного качества сменяется буграми. И некоторые из этих бугров (или карманов) могут быть ужасными. В данном случае разница может заключаться в нескольких долларах. Вы можете заменить пружины, которые поступают вместе со штатным мотоциклом на комплект так называемых «прогрессивных» пружин. Они обеспечивают нормальную мягкую поездку до тех пор, пока на дороге не попадется очень серьезная кочка, и в этот момент их становится все сложнее и сложнее сжать.
И, тогда как масло в амортизаторе сжать нельзя, воздух сжать можно. Поэтому в некоторых амортизаторах (разве не замечательно работают амортизаторы мотоциклов GoldWing?) помогает воздух - в дополнение к маслу в трубках находится небольшое количество воздуха. Иногда системы амортизаторов с воздухом соединены с бортовым компрессором, которым можно пользоваться для того, чтобы увеличить или уменьшить давление воздуха, сделав, таким образом, амортизаторы либо жестче, либо мягче, без необходимости изменения компрессии пружин, когда вы увеличиваете нагрузку на байк или существенно меняется дорожное покрытие. (Конечно, вы также можете увеличить вес масла в амортизаторе, чтобы сделать работу пружин медленнее.)
В «системе» заднего амортизатора на заднем колесе обычно ставятся более крупные пружины, и они установлены вне гидравлических трубок, тогда как пружины переднего колеса находятся внутри трубок. Передние пружины скрыты внутри вилки. Если вы внимательно посмотрите на свои амортизаторы, то увидите, что сзади они, как правило, наклонены вперед от колеса к раме мотоцикла, а спереди пружины расположены под углом, направленным назад. Эти углы наклона стремятся быть на линии смещения веса при ускорении и торможении.
Угол передних амортизаторов (в вилке), который обычно называется «углом наклона колонки», очень важно сохранять! Он определяет смещение передней части, «след» мотоцикла, который влияет на управляемость байка и контроль рулевого управления. Чем более экстремален угол наклона колонки вашего байка, тем медленнее будет рулевое управление. (За исключением чрезвычайно низких скоростей - когда экстремальный угол часто может перевернуть мотоцикл, если вы не сжимаете руль крепко руками.) Если вы, например, хотите понизить свой байк, укоротив передние и задние амортизаторы, укоротится и колесная база (расстояние между передней и задней шинами). Так как переднее колесо будет касаться земли ближе, сразу под рулем, в результате рулевое управление станет «быстрее».
Фактически, укорачивание амортизаторов всего на 25 мм может сделать рулевое управление настолько быстрым, что ваш рулевой амортизатор (еще одно небольшое устройство) не сможет безопасно его контролировать. В результате переднее колесо будет сильно ходить из стороны в сторону, и очень велика вероятность, что вы уроните байк. (Это - преувеличение. Если вы поглощаете часть колебаний своими руками и не позволяете распространяться им по машине (крепко сидя в седле), или притормаживаете, перенося вес на переднюю часть байка, то вы сможете погасить гармонические колебания и, возможно, вам удастся не уронить байк.) Ваши амортизационные системы позволяют контролировать байк. Не забывайте менять масло через промежутки времени, которые рекомендует производитель, не модифицируйте их, регулируйте их при больших изменениях веса нагрузки или при существенном изменении дорожного покрытия, и амортизаторы надежно сделают свою работу.
Покупка подержанного мотоцикла <Предыдущая | Следующая> Киа Соренто - Эссе Или Развод По Корейски |
---|