Ракетоплан А. Решетникова (класс S4B)
В 2000 году в рядах ведущих спортсменов-ракетомоделистов прочно закрепился Алексей Решетников из г. Сергиев Посад. На всех соревнованиях - от всероссийских до международных, в которых стартовал Алексей, он неизменно становился победителем или призером. Да и дебют его в ракетомоделизме в 1990 году тоже был чемпионским. Тогда он занял первое место на районных соревнованиях в классе моделей ракет с парашютом - S3A. А в 1993 году А.Решетников - чемпион России среди юношей в классе моделей-копий - S7.
С 2000 года Алексей - член национальной сборной команды, призер чемпионатов России и Европы. И тогда же он становится мастером спорта. В 2002 г., после победы на чемпионате мира в командном зачете в классе моделей ротошютов (S9B), Алексей - мастер спорта международного класса. А в прошлом году на чемпионате Европы он завоевывает серебряную медаль в личном зачете в классе ракетопланов (S4B).
Все достижения А. Решетникова - результат творческого поиска и плодотворной работы под руководством тренера - педагога дополнительного образования ЦТТ "Юность" Игоря Анатольевича Крюкова.
На наших страницах уже публиковались чертежи и описания спортивных "снарядов" "ракетчиков" из Сергиева Посада. Полагаю, и предлагаемый сегодня материал будет интересен нашим читателям.
На первый взгляд ракетоплан А.Решетникова (класс S4B) не привлекает внимания спортсменов - обычная "московская" схема. Но при внимательном рассмотрении, а особенно - в полете, видишь все особенности конструкции данной модели. Одна из них - большое (по сравнению с другими) удлинение крыла - около 10. И небольшая, в отличие от многих, хорда крыла - 56 мм. Да и масса ракетоплана всего 18 г.
Еще одна особенность - применение чеки-фиксатора для раскрытия крыла при планирующем полете. Но об этом - немного позже.
Фюзеляж - конусная балка из углепластика длиной 515 мм, выклеивается на оправке переменного сечения с диаметрами на концах 7,5 и 3,5 мм. Технология ее формовки такова. Металлическую оправку нагревают и смазывают разделительной мастикой (эдельваксом). Дав остынуть оправке, наматывают на нее один слой стеклоткани толщиной 0,03 мм, пропитанной эпоксидной смолой, затем - один слой углеткани толщиной 0,14 мм. После непродолжительного высыхания смолы полученную заготовку обматывают магнитофонной пленкой шириной 4 - 6 мм и помещают в сушильную камеру (температура - 70 - 80°С).
Через 2,5 - 3 часа, после затвердевания смолы, полученную заготовку освобождают от ленты и, зажав в патрон токарного станка, обрабатывают и торцуют по длине - 515 мм. Внутрь балки вклеивают три бальзовые бобышки: одну - на расстояние 75 мм от переднего края - для крепления петель фиксатора, вторую - на расстояние 135 мм - для крепления крючка резинки возврата крыла и третью - на расстояние 193 мм - для болта (оси) его крепления и поворота. В носовую часть фюзеляжа ставят обтекатель из липы и профилируют его как показано на рисунке на виде сверху. Затем снизу крепят пилон для контейнера МРД. Он представляет собой бальзовую пластинку толщиной 6,5 мм и размерами 13x35 мм. Спереди пилон заострен по контуру балки. А с тыльной (задней) стороны в нем сверлят отверстие и вклеивают трубку из стеклопластика диаметром 4,5 мм и длиной 30 мм. В нее вкладывают тормозную ленту МРД перед запуском. Снизу к пилону крепят контейнер МРД - стеклопластиковую трубку длиной 50 мм с внутренним диаметром 10,5 мм и заостренным обтекателем.
На расстояние 175 мм от обтекателя фюзеляжа сверху приклеивают на смоле бальзовую пластинку длиной 55 мм и шириной 12 мм. Нижнюю ее поверхность профилируют в виде желоба по балке. Затем ее верхнюю плоскость вышкуривают и выравнивают до толщины 1,5 мм - спереди и 1 мм - сзади. После чего покрывают тремя слоями нитролака. Данная пластинка служит посадочной площадкой для пилона крыла. В ее середине делают сквозное отверстие диаметром 1,7 мм и вклеивают в него ось поворота крыла - шпильку из дюралюминия диаметром 2 мм и длиной 18 мм с резьбой М2 на свободном конце для гайки крепления крыла.
Хвостовая часть балки фюзеляжа оканчивается оперением. Стабилизатор вырезают из бальзовой пластины толщиной 2 мм, слегка закругляют по контуру и покрывают лаком. Крепят сверху фюзеляжа на эпоксидной смоле. Киль - трапециевидной формы, также из бальзы толщиной 1,6 мм, клеится сверху на стабилизатор.
Крыло состоит из центроплана и двух консолей, вырезанных из бальзовой пластины; угол "V" - двойной. Центроплан - прямоугольной формы размерами 284x56 мм с плоско-выпуклым профилем с наибольшей толщиной 3 мм, расположенной на 1/3 ширины от передней кромки. Консоли ("ушки") - трапециевидные в плане; их длина - 132 мм, толщина - переменная: у комля - 3 мм, на узком конце - 2,5 мм. Крепление консолей к центроплану - шарнирное, выполнено из капроновой ленты шириной 20 мм. Шарниры крепятся снизу на клее БФ-2. Угол "V" - 21°. На нижнюю плоскость центроплана в середине приклеен пилон - бальзовая пластинка шириной 12 мм переменной толщины: 4,5 мм - у передней кромки и 2 мм - у задней. Данная разница в толщине пилона обеспечивает необходимый установочный угол крыла. В передней части пилона на левой боковой плоскости закреплен упор-ограничитель из стальной проволоки диаметром 0,5 мм. В середине центроплана просверлено отверстие диаметром 2 мм под ось поворота и крепления крыла.
В центроплан вклеены три крючка для резинок возврата: два - на расстояние 18 мм от торцов - для "ушек", один - в переднюю кромку - для крепления резинки поворота крыла. Следует отметить, только на модели А. Решетникова резинка поворота крыла очень короткая - расстояние между крючками всего 34 мм. По мнению конструктора, это обеспечивает быстрый и надежный поворот и раскрытие крыла при переходе модели в режим планирования. На консолях установлено по крючку на расстояние 18 мм от широкого торца. Причем на правом "ушке" свободный конец крючка загнут в форме полупетли. В нее входит шпилька-фиксатор крыла во взлетном режиме. Места касания резинок возврата края консолей усилены накладками из эпоксидной смолы.
Крыло - хорошо зашкурено и покрыто двумя слоями нитролака. "Ушки" для лучшей видимости ракетоплана выкрашены в красный цвет.
К полету модель ракетного планера готовят следующим образом. Соприкасаемые поверхности пилона крыла и площадки фюзеляжа натирают карандашным грифелем и ставят крыло, надевая его на винт поворота и завинчивая гайку. От самопроизвольного отворачивания ее фиксируют каплей клея "Момент". Затем надевают все резинки: поворота крыла и возврата "ушек", а затем проверяют углы: установочные стабилизатора и крыла и угла "V" консолей. При необходимости вносят корректировку. Далее - добиваются нужной центровки. На данной модели ЦТ находится на расстоянии 40 мм от передней кромки крыла. После этого регулируют модель на планирование, запуская с рук. Нет смысла в данный момент добиваться идеального планирования - с некоторым подвисанием в воздухе. Лучше сделать так, чтобы режим полета был близок к небольшому (пологому) пикированию с любым виражом. Проведя данные операции, можно перейти к запуску ракетоплана на двигателе. Первые старты желательно выполнять на МРД с небольшим импульсом (от 1 до 2,5 н.с).
Перед запуском консоли планера складывают под центроплан и поворачивают центроплан против часовой стрелки на 90°, располагая его вдоль фюзеляжа. И в таком положении фиксируют крыло временной монтажной шпилькой, продевая ее через петли фиксатора на балке, и крючок-фиксатор, укрепленный на правом "ушке" крыла. На юбку МРД привязывают небольшой (120-150 мм) отрезок крепкой нитки. К одному ее концу крепят шпильку-фиксатор, а к другому - тормозную ленту МРД, сложенную "гармошкой". Далее вставляют двигатель в контейнер, тормозную ленту - в свой контейнер и, вынув монтажную шпильку, ставят шпильку-фиксатор.
В воздухе, после срабатывания вышибного заряда, отстреливается МРД.
Вылетая из контейнера, он одновременно увлекает за собой тормозную ленту двигателя и выдергивает шпильку-фиксатор. Под действием резинки крыло поворачивается перпендикулярно фюзеляжу, открываются консоли и отклоняются в нормальное (планирующее) положение. Модель совершает полет как обычный планер, а МРД приземляется на тормозной ленте.
Стартует ракетоплан с обыкновенного пускового штыря диаметром 5,5 мм. Для этого в фюзеляж вклеено два направляющих кольца, выгнутых из стальной проволоки диаметром 0,6 мм.
Ракетоплан А. Решетникова (класс S4B):
1 - головной обтекатель (липа); 2 - контейнер МРД; 3 - пилон двигательного отсека (бальза s6,5); 4 - обтекатель балки-фюзеляжа; 5 - направляющее кольцо (стальная проволока 0,6, 2 шт.); 6 - контейнер тормозной ленты МРД (стеклопластик, трубка 4,5, L30); 7 - фал тормозной ленты; 8 - МРД; 9 - балка-фюзеляж (стеклоуглеткань); 10 - нить шпильки-фиксатора; 11 - крючки для резинок возврата и раскрытия крыла (5 шт.); 12 - резинка возврата крыла; 13 - бобышка (бальза, 3 шт.); 14 - пилон крыла (бальза s4,5, в12); 15 - упор-ограничитель раскрытия крыла (стальная проволока 0,5); 16 - площадка крыла (бальза 12x55); 17 - ось поворота крыла (шпилька М2); 18 - усиление узла поворота; 19 - гайка М2 крепления крыла; 20 - киль (бальза s1,6); 21 - стабилизатор (бальза s2); 22 - петли фиксатора (стальная проволока 0,5); 23 - центроплан (бальза s3); 24 - шарнир (капроновая лента, 4 шт.); 25 - резинка раскрытия консоли; 26 - крючок-фиксатор; 27 - консоль (бальза s3, 2 шт.); 28 - шпилька-фиксатор
Из "спидолы" - лаборатория! Измерительные приборы на базе радиоприемника <Предыдущая | Следующая> Советы со всего света |
---|