Средние пушечные
К работе по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси в СССР приступили в начале 1930-х годов. При этом конструкторы в основном рассчитывали на шасси американского коммерческого грузовика "Форд-Тимкен", который стал поступать в Советский Союз в 1931 году. В конце года "отверточную" сборку этих автомашин начал завод "Гудок Октября" в Канавине, близ Нижнего Новгорода. Осенью того же года на рембазе № 2 НКО в Москве на это шасси установили корпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед за первым последовали еще несколько броневиков, получивших обозначение БА-27М. Одновременно на Ижорском заводе с использованием того же шасси было выпущено 15 бронеавтомобилей Д-13, разработанных по проекту Н.И. Дыренкова. Однако, ни та ни другая машина по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворяла военных. Армии требовался средний пушечный бронеавтомобиль с резервом для модернизации на перспективу.
В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А.Д. Кузьмина разработали бронеавтомобиль БАИ (И - ижорский). При его создании тоже использовалось трехосное шасси "Форд-Тимкен". Корпус броневика выполнялся полностью сварным, что было передовым для того времени. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливалась 37-мм танковая пушка ПС-1 (боекомплект - 34 артвыстрела) и отдельно от нее - пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет переменной высоты крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины.
Масса бронеавтомобиля составляла 5 т. Толщина броневой защиты корпуса и башни колебалась в пределах от 4 до 8 мм. Максимальная скорость движения достигала 63 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.
В опытном порядке на БАИ была установлена радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, смонтированной по периметру корпуса.На броневиках этого типа отрабатывалось и приспособление для движения по рельсовому пути. Переход на железнодорожный ход осуществлялся с помощью установки стальных колес с ребордами на переднюю и заднюю оси машины. В 1933 году на машине испытывалась 37-мм динамо-реактивная пушка "К" (безоткатная пушка системы Л.В. Курчевского) с начальной скоростью снаряда 560 м/с. Орудие размещалось в штатной башне БАИ, в которой для него спереди и сзади были проделаны отверстия, прикрытые броневыми щитками. Такая конструкция обусловила очень маленький угол наведения пушки в вертикальной плоскости: от -3°40' до +1°45'. Боекомплект орудия состоял из 20 выстрелов. При стрельбе использовался танковый телескопический прицел. Дальность действительной стрельбы составляла 2 км. В 1933 - 1934 годах была изготовлена небольшая серия бронеавтомобилей БАИ - 90 машин.
В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель - БА-3. Используемый для нее корпус БАИ при этом подвергся незначительным изменениям: на 50 мм удлинили корму, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка, а на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Крепление корпуса на шасси автомобиля "Форд-Тимкен" осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки фиксировались болтами к лонжеронам шасси.
Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением, полученная от танка Т-26 с уменьшенной толщиной брони-до 8 мм (по альбому "Бронемашины" НИБТ Полигона ГБТУ КА 1944 года). Согласно же "Временному краткому описанию бронеавтомобиля БА-3", составленному тем же полигоном в октябре 1934 года, толщина брони башни равнялась 9 мм, со штатной спаренной установкой вооружения - 45-мм пушкой 20К обр. 1932 г. (боекомплект - 60 артвыстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался в основном в башне, а часть - в корпусе бронеавтомобиля- В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов (по 6 на сторону) и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении было еще 8 гнезд (по 4 на сторону). В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ.
Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении на задние скаты БА-3 надевались вездеходные гусеницы, известные под иностранным названием "Оверолл". Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80x35 мм. Длина гусеницы - 4500 мм, ширина - 80 мм, шаг - 180 мм. Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10 - 15 минут.
В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТ Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. В ходе испытаний 5,82-тонная машина развила по асфальтированному шоссе скорость 70 км/ч, по сухой же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано улучшить систему охлаждения. Требовала усиления и передняя подвеска. В остальном серьезных недостатков замечено не было, требовалось внести лишь ряд мелких изменений в компоновку внутренних агрегатов. Как отметила в заключении комиссия, "бронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины, и вполне пригоден для оснащения РККА". Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксинском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934 - 1935 годах изготовили 168 бронемашин этого типа.
В декабре 1934 года КБ завода №1 МОЖЕРЕЗ под руководством Н.Г. Орлова спроектировало железнодорожный вариант бронеавтомобиля - БА-3 жд. Эта машина была испытана в начале лета 1935 года, но несмотря на успешное завершение испытаний серийно не выпускалась - Выксинский завод ДРО не смог взяться за производство БА-3 жд, поскольку был перегружен заказами.
В 1936 году на опытном образце БА-3 вместо штатной 45-мм пушки был установлен 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДК. Для ведения прицельной стрельбы из спаренной установки пулеметов ДК и ДТ использовался прицел ПЯ. Углы вертикального наведения составляли от -12° до +23°. Боекомплект включал 1750 патронов калибра 12,7 мм и 2079 патронов калибра 7,62 мм.
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-AAA, на базе которого Ижорский завод быстро разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально от своего предшественника БА-3 не отличалась. Внешне ее можно было распознать по увеличенной до 1940 мм (у БА-3 - 1905 мм) ширине колеи и отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине, а также облегченному шасси ГАЗ-AAA, по сравнению с "Форд-Тимкен", массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических характеристик.
В отличие от БА-3. на БА-6 устанавливался отечественный карбюраторный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин.
С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6. Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в варианте БА-6 жд. При перестановке с обычного на железнодорожный ход на переднем и заднем мостах машины вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты специальной конструкции. Рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6 жд развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч. При движении по обычным дорогам два ската размещались по бортам машины на местах запасных колес, а два укладывались на крыше башни, придавая бронеавтомобилю специфический вид.
В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с увеличенной до 10 мм толщиной брони и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ. Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе составляла 52 км/ч.
Одновременно с БА-6М на Ижорском заводе построили его облегченный вариант БА-9, вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. Он устанавливался в башне, а 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ. Боевая масса сократилась до 4,5 т. Максимальная скорость по шоссе составляла 55 км/ч. Емкость топливных баков увеличилась до 104 л. Запас хода тоже возрос.
По указанию наркома обороны К.Е. Ворошилова в 1937 году Ижорский завод должен был изготовить 100 БА-9 для кавалерийских частей. Однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК этого сделать не удалось.
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, который вскоре развернули в бригаду. В нее входили батальоны: средних бронеавтомобилей, разведывательный (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады - 7-я, 8-я и 9-я - принимали участие в боях с японскими войсками у р. Халхин-Гол.
Практически одновременно с поступлением новых броневиков в Красную Армию началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей БА-6. Если время продажи указано верно, то речь, скорее всего, идет о машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже. Это предположение представляется автору наиболее вероятным и с точки зрения эксплуатации. Туркам проще было обслуживать американское шасси "Форд-Тимкен", а не советское ГАЗ-ААА.
С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БАИ и 80 БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившим эти боевые машины, стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д.Г.Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. Экипажи танков и броневиков состояли из советских и испанских танкистов. В боях под Мадридом БА-6 подбили несколько танков противника. К лету 1937 года в составе испанской республиканской армии была сформирована бронеавтомобильная бригада. В декабре 1937 года до 30 бронеавтомобилей БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Теруэльский выступ - последней крупной и успешной операции республиканцев. После окончания гражданской войны некоторое количество БА-6 состояло на вооружении испанской армии до начала 1950-х годов.
Бронеавтомобили БА-6 находились на вооружении и Монгольской народно-революционной армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-й и 8-й монгольских кавалерийских дивизий принимали участие в вооруженном конфликте у р. Халхин-Гол весной - летом 1939 года.
В иностранной печати приводились сведения о поставках бронеавтомобилей БА-6 в Афганистан и Китай. По поводу первого трудно сказать что-либо определенное: автор не может ни подтвердить, ни опровергнуть эти сведения. Что же касается Китая, то это маловероятно. Во всяком случае, в опубликованных в отечественной печати данных о поставках в Китай боевой техники и вооружения с 1936 по 1939 год бронеавтомобили БА-6 (как, впрочем, и бронеавтомобили вообще) не значатся.
Таким образом, в период с 1935 по 1939 год было экспортировано свыше 150 бронеавтомобилей БАИ, БА-3 и БА-6. Большинство других несло службу в частях Красной Армии, преимущественно на Дальнем Востоке.
Так, в частности, в составе 57-го Особого корпуса, дислоцировавшегося на территории Монголии и развернутого позже в 1-ю армейскую группу, по состоянию на 1 февраля 1939 года насчитывалось 203 средних бронеавтомобиля. Примерно половина из них были БА-3 и БА-6. Уже в мае боевые машины этого типа приняли участие в первых столкновениях с японцами в районе р. Халхин-Гол. В ходе этих военных действий три броневика БА-6 были потеряны.
Наиболее же массово бронеавтомобили всех типов применялись 3 июля 1939 года в жестоких схватках у горы Баин-Цаган. О накале боев можно судить по словам лейтенанта А.А. Мартынова, командира взвода 1-й роты 247-го автоброневого батальона 7-й мотоброневой бригады, записанным сразу после боя 3 июля: "До обороняющегося противника оставалось 150 - 200 м, он вел огонь справа и с фронта. При обнаружении противника я открыл огонь с хода. Выпустил четыре снаряда и после, когда машину подбили, еще 11. Вижу - справа горят две машины, впереди горит дозорная машина. У меня снарядом заклинило башню. Я дал приказ - вести огонь из лобового пулемета, но тут же снарядом убило водителя и пулеметчика. Мы с башенным стрелком подобрали ноги и сидели 15 минут, пока не стих артиллерийский и пулеметный огонь. Затем мы вышли и, обнаружив двух раненых, отошли с ними в тыл".
К 20 июля 1939 года в войсках 1-й армейской группы (не считая монгольских войск) насчитывалось 9 машин БА-3 и 62 БА-6. Общие же потери к концу боевых действий составили 8 БА-3 и 44 БА-6. В отчетах особо указывалось, что броня этих машин легко пробивается японской крупнокалиберной (13,2-мм) пулей. В качестве весьма существенного недостатка отмечалось расположение бензобака под крышей кабины над головами водителя и пулеметчика (бензин шел в двигатель самотеком). При попадании пули в бак горящее топливо выливалось им на головы.
Тем не менее, некоторое количество броневиков БА-3 и БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне. На 1 января 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 77 бронеавтомобилей БАИ, 96 БА-3 и 219 БА-6. При этом большинство из них находилось в Закавказье и на Дальнем Востоке. В действующей армии эти боевые машины встречались, как минимум, вплоть до середины 1942 года.
Куда дольше эксплуатировались названные машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах: один броневик БА-3 нес службу до конца 1954 года, а 10 БА-6 эксплуатировались вплоть до конца 1956 года.
В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 (№ 5633) сохраняется в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке. БА-6 (№ 4382) можно увидеть на смотровой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве. Частично восстановленный (с довольно примитивной имитацией ходовой части и вооружения) бронеавтомобиль БА-6 находится в п. Пограничный Приморского края.
В заключение следует отметить, что на момент создания и даже в начальный период Второй мировой войны эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире. На британских и американских бронемашинах пушки 37 - 40-мм калибра появились только в 1942 году. Первым же адекватно вооруженным немецким броневиком стала широко известная "Пума" (1944 г.). К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 1930-х годов. Опыт боевых действий показал практическую невозможность использования этих машин на переднем крае по причине их низкой проходимости. К существенным недостаткам можно отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления. В полной мере эти недостатки были свойственны и наиболее совершенному представителю большой пушечной серии советских броневиков - БА-10. Впрочем, этими же "болезнями" страдали и все зарубежные броневики тех лет, создававшиеся на шасси коммерческих автомобилей. С появлением полноприводных колесных бронированных машин они устарели окончательно и бесповоротно.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БА-6
Боевая масса, т | 5,12 |
Экипаж, чел. | 4 |
Габариты, мм: | |
длина | 4900 |
ширина | 2070 |
высота | 2360 |
база | 3200 |
дорожный просвет | 240 |
Вооружение: | |
пушка 1x45 мм 20К обр. 1932 г. | |
пулеметы 2x7,62 мм ДТ обр. 1929 г. | |
Боекомплект: | |
выстрелов | 60 |
патронов | 3276 |
Бронирование, мм: | |
лоб и борт корпуса | 8 |
корма | 6 - 8 |
крыша и днище | 3 - 6 |
башня | 8 |
Двигатель: | |
марка и тип ГАЗ-АА, карбюраторный, 4-цилиндровый, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения | |
макс. мощность, л.с. при 2200 об/мин | 40 |
Сорт топлива | бензин 2-го сорта |
Емкость топливных баков, л | 65 |
Трансмиссия: | |
число передач КПП | 4+1 |
число передач демультипликатора | 2 |
главное сцепление | однодисковое сухое |
Ходовая часть: | |
колесная формула | 6х4 |
размер шин | 6x32 |
Скорость движения, км/ч: | |
максимальная | 43 |
средняя по шоссе | 32 |
средняя по проселку | 20 |
Запас хода по горючему, км: | |
по шоссе | 197 |
по проселку | 130 |
Расход горючего на 100 км пути, л | 33 |
Проходимость: | |
удельное давление без погружения, кг/см3: | |
переднее | 3,58 |
заднее | 3,33 |
угол подъема, град. | 20 |
угол крена, град. | 15 |
радиус поворота, м | |
влево | 6,9 |
вправо | 7,8 |
Бронеавтомобиль БА-3:
1 - люк доступа к двигателю; 2 - запасное колесо; 3 - курсовой пулемет ДТ; 4 - дверь для посадки механика-водителя; 5 - 45-мм пушка; 6 - крышка смотрового люка механика-водителя; 7 - кормовой люк башни; 8 - дверь для посадки экипажа; 9 - задняя подножка; 10 - дверь для посадки пулеметчика; 11 - заливная горловина радиатора; 12 - заливная горловина бензобака; 13 - верхний люк отделения управления; 14 - подножка; 15 - спаренный пулемет ДТ; 16 - посадочные люки башни.
На виде А крылья, запасное колесо, переднее и задние колеса по правому борту условно не показаны. Соответствующие оси и тормозные тяги обрезаны
Компоновка бронеавтомобиля БА-3:
1 - радиатор; 2 - двигатель; 3 - бензобак; 4 - рулевая колонка; 5 - пулемет ДТ; 6 - рычаг переключения передач; 7 - сиденье механика-водителя; 8 - укладки пулеметных магазинов; 9 - пушка; 10 - укладка 45-мм выстрелов на стенке башни; 11 - укладка 45-м выстрелов в нише башни; 12 - укладка 45-мм выстрелов на стенке корпуса; 13 - сиденье наводчика; 14 - педаль спуска пушки
Бронеавтомобиль БА-6:
1 - башня; 2 - маска спаренной установки; 3 - спаренный пулемет ДТ; 4 - 45-мм пушка; 5 - курсовой пулемет ДТ; 6 - люк доступа к двигателю; 7 - дверь для посадки пулеметчика; 8 - посадочные люки башни; 9 - лючок для сигнализации; 10 - заливная горловина бензобака; 11 - заливная горловина радиатора; 12 - подножка; 13 - смотровой люк механика-водителя; 14 - кормовой люк башни; 15 - дверь для посадки механика-водителя.
На виде А крылья, фара, запасное колесо, переднее и задние колеса по левому борту условно не показаны. Соответствующие оси и тормозные тяги обрезаны
Бронеавтомобиль БА-3. Киевские маневры, сентябрь 1935 года. У боевых машин "синей" стороны верхняя половина башни окрашивалась белой краской
Бронеавтомобиль БА-6 в трехцветном летнем камуфляже. 1935 год
Бронеавтомобиль БА-6. 9-я мотобронебригада, район р. Халхин-Гол, июль 1939 года. Судя по тактической маркировке, это 2-я машина 2-го взвода 1-й роты 2-го батальона
"Над всей Испанией безоблачное небо". Германский гидросамолет Не-59 <Предыдущая | Следующая> Грузовик для города. Среднетоннажный автомобиль ГАЗ-3310 "Валдай" |
---|