"Над всей Испанией безоблачное небо". Германский гидросамолет Не-59
До этой шифровки, вынесенной в заголовок, означавшей начало войны в Испании, оставалось не так уж много времени.
Рождение торпедоносца
К началу 1930-х годов германская морская авиация не имела в своем распоряжении самолета, способного выполнять задачи патрулирования и разведки больших акваторий. Не располагала она и бомбардировщиками-торпедоносцами. В 1930 году командование военно-морским флотом Германии и штаб авиации сформулировали технические требования к такому самолету. Задание на его проектирование выдали фирме Ernst Heinkel Flugzeugwerke GmbH, располагавшейся в городе Варнемюнде.
Компания Эрнста Хейнкеля, основанная в 1922 году, была одной из успешных германских авиационных фирм. С приходом к власти Гитлера и принятием программы развития Германских ВВС на ней были сконструированы и запущены в серийное производство семь типов самолетов различного назначения.
Наиболее интересной разработкой фирмы в начале 1930-х годов являлся гидросамолет Не-59, ведущим конструктором которого был Рейнхольд Мевес. Самолет хотя и не отличался оригинальностью - внешне он напоминал многие поплавковые аналоги, созданные во Франции, Великобритании и США - но для фирмы Heinkel эта машина стала крупнейшей из всех ранее построенных самолетов.
Исходя из двойного назначения Не-59 (он создавался как для патрулирования, так и для нанесения бомбово-торпедных ударов по морским и наземным целям) фирма предполагала выпускать этот самолет в колесном и поплавковом вариантах.
Строились сразу два опытных образца: Не-59А с колесным шасси и двухпоплавковый Не-59В. Вооружение на опытные экземпляры самолетов не устанавливалось. Первым в сентябре 1931 года взлетел Не-59А с обычным шасси. А в январе 1932 года поднялся в воздух и поплавковый Не-59В. Помимо различий в посадочных устройствах, эти машины имели свои особенности и в конструкции. Если на Не-59А все топливо размещалось в фюзеляже, то на Не-59В в качестве баков использовалась часть внутреннего пространства поплавков, а освободившийся объем фюзеляжа предназначался для полезной нагрузки.
Оба Не-59 прошли полную программу летных испытаний, и в 1933 году вновь образованное Министерство авиационной промышленности приняло самолет на вооружение в качестве стандартной машины для эскадрилий общего назначения морских авиагрупп.
Производство авиалодок организовали на предприятии, расположенном в Варнемюнде. Фирма получила заказ на производство 21 машины и должна была закончить их поставку до 30 сентября 1935 года.
В начале 1935 года первые 14 серийных Не-59В-1 поступили в немецкую коммерческую авиашколу на острове Лист. Это было, по сути, военное летное училище, которое вскоре перешло под контроль морского командования летных школ.
Для увеличения темпа выпуска гидросамолетов министерство организовало лицензионное производство Не-59 на заводе германской фирмы Arado Flugzeugwerke GmbH; со временем весь выпуск Не-59 сосредоточили именно на этом заводе.
За первым серийным Не-59В-1 начали выпускать Не-59В-2, отличавшийся от предыдущего измененным составом бортового оборудования, и Не-59В-3, с дополнительными топливными баками и усиленным вооружением. До начала войны в серию пошла еще одна модификация - С. Она предназначалась для проведения дальней разведки и спасательных операций на море.
В течение 1935 года немцы сформировали первую боевую эскадрилью, вооруженную поплавковыми гидросамолетами Не-59В и летающими лодками Do 15, которые получили название List.
С созданием авиагрупп береговой авиации в июле 1936 года две эскадрильи в Листе и Боркуме получили на вооружение самолеты Не-59. Еще через несколько недель специальная морская разведэскадрилья AS/88 получила Не-59В и была включена в состав легиона "Кондор" для отправки в Испанию.
Война в Испании
В сентябре 1936 года в порт Кадис прибыло торговое судно "Вигер" компании Гамбург-Времен-Африка Лайн с грузом различной военной техники и материалов. На борту судна находились и ящики с разобранными гидросамолетами Не-59В-2 и Не-60Е. 14 октября в Кадис теплоходом Eisenach компании Nord Deutsche Lloyd были доставлены еще два самолета Не-59В-2. Следующие две машины того же типа выгрузили в Кадисе. Этими же транспортами прибыли технический персонал и командир эскадрильи капитан Карл-Хайнц Вольф. Месяцем позже в Испанию доставили еще два Не-59В-2 со своими пилотами - обер-лейтенантами Клюмпером и Лехтом.
После того, как все гидросамолеты были собраны и облетаны, подразделение немедленно приступило к боевой работе. Основной задачей Вольфа стала разведка морских прибрежных районов в интересах морского флота франкистов Полеты выполнялись с военно-морской базы Кадис-Пунталес. В конце декабря 1936 года самолеты перелетели на базу гидроавиации, расположенную вблизи города Мелильи, на северном побережье Африки. Сюда же торговым судном "Капри" компании "Сломан Р.М." доставили еще два Не-59.
10 января 1937 года обер-лейтенант Клюмпер обнаружил республиканское судно "Дельфин", направлявшееся в порт Малага, и атаковал его одной торпедой. Хотя поразить судно торпедоносцу не удалось, атака явилась первым случаем боевого использования авиационной торпеды после окончания Первой мировой войны Раздосадованный Клюмпер решил возвратиться на базу, подвесить бомбы и продолжить преследование республиканского судна После долгого поиска Не-59 снова вышел на "Дельфина" и сбросил на него бомбы. На этот раз удар был довольно точным: две бомбы разорвались в непосредственной близости от борта судна и серьезно повредили его корпус. Чтобы спасти корабль, капитан выбросил его на мелководье. При этом большая часть грузов для Республиканского правительства была испорчена.
1 февраля 1937 года Клюмпер, осуществляя поиск юго-западнее республиканской военно-морской базы Картахены, обнаружил грузовое судно "Нурия Рамон" водоизмещением 2783 тонны, следующее из порта Алжира в Барселону. После нескольких пулеметных очередей, выпущенных с самолета по носовой части корабля, капитану судна по радио передали приказ взять курс на Мелилью. Одновременно на транспорт навели крейсер франкистов "Канариас", который конвоировал республиканское судно до Мелильи.
Спустя три дня гидросамолеты из AS/88 оказывали поддержку сухопутным частям Франко, атаковавшим Малагу, и прикрывали с воздуха крейсер "Канариас", который обстреливал позиции республиканцев. В это время в воздухе появились республиканские истребители И-15 и внезапно атаковали гидросамолеты. В немецком строю началась паника. Уклоняясь от атак республиканцев, столкнулись и упали в воду Не-59В-2 и Не-60Е. Пилот Не-59 обер-лейтенант Дитер Лехт утонул, а остальных членов экипажей обоих самолетов удалось поднять на борт крейсера, где им оказали медицинскую помощь. Это стало первой потерей в составе AS/88. Победу над Не-59 республиканцы записали на счет американского летчика добровольца Шарля Коча.
После падения Малаги авиаэскадрилья AS/88 перебазировалась в порт захваченного города. В конце мая сменилось ее командование: вместо капитана Вольфа, убывшего в Германию, был назначен капитан Кюдер.
К середине 1937 года франкистское командование осознало, что наиболее удобным местом размещения основной части гидроавиации должна стать военно-морская база Поленса на острове Майорка, куда в начале июля перелетели самолеты AS/88. Поленса оставалась базой гидросамолетов франкистов вплоть до окончания войны.
С 1937 года самолеты Не-59 специализировались на выполнении двух основных задач. Первая из них состояла в нарушении ночных железнодорожных и автомобильных перевозок на республиканском побережье Испании. Для этого немцы разработали специальный тактический прием. Самолеты подходили к побережью на большой высоте, после чего заглушали двигатели, набирали на снижении скорость и бесшумно атаковали обнаруженные цели. При этом в большинстве случаев средства ПВО республиканцев не успевали среагировать.
Вторая задача, возлагавшаяся на Не-59, состояла в нарушении морских перевозок республиканцев. Поиск судов, следующих в республиканские порты, осуществляли самолеты Cant Z.501 из состава Grupo 2-G-62, также базировавшихся в Поленсе 18 июля один из Не-59В-2 получил повреждения над территорией противника и, уйдя в сторону моря, с трудом совершил вынужденную посадку. Экипажу повезло, что их приводнение было замечено с другого гидросамолета, который проинформировал об этом авиабазу Поленса. На спасение авиалодки отправили небольшое судно, которое и отбуксировало самолет в порт.
31 июля 1937 года из Марселя к республиканскому побережью отправилось транспортное судно, на перехват которого вылетело несколько Не-59В-2 (к этому времени получивших прозвище Zapatones (исп. - башмачник). В ходе атаки самолеты наткнулись на сильный огонь боевых кораблей сопровождения, и одна из летающих лодок, имея серьезные повреждения, совершила вынужденную посадку. Вовремя подоспевший крейсер "Канариас" забрал авиаэкипаж, в составе которого были и раненые, а вспомогательное судно отбуксировало гидросамолет в Поленсу.
13 августа бомбардировщики AS/88 атаковали датский пароход "Эдит" водоизмещением 1566 тонн, принадлежащий судовладельцу Ж. Лоритзан из Копенгагена. От прямого попадания судно затонуло на удалении 30 миль от Балеарских островов.
24 августа пара Не-59В-2 вышла на два республиканских грузовых судна. Летчики наблюдали несколько прямых попаданий. При втором заходе на цель гидросамолеты были атакованы истребителями И-15, но смогли уклониться от боя и без потерь вернулись на свою базу.
16 сентября гидросамолеты осуществили ночную бомбежку железнодорожной станции в Порт Боу, где, по данным разведки, производили разгрузку два прибывших из Франции железнодорожных состава с военной техникой и материалами. При отходе от цели летчики наблюдали несколько очагов пожара. Все машины благополучно вернулись в Поленсу. В ночь на 4, 22 и 25 сентября самолеты группы наносили удары по нефтеперерабатывающим заводам CAMPSA, расположенным в Картахене и Барселоне. В ходе бомбардировок летчикам удалось сжечь насколько резервуаров с топливом.
30 сентября Не-59 атаковали порт Грао в Валенсии, где потопили транспорт "Гурчо" водоизмещением 3225 тонн с военными грузами, который только что прибыл из советского порта Феодосия. 6 октября в журнале боевых действий AS/88 зафиксирован боевой вылет Не-59В-2 на бомбардировку республиканских кораблей, шедших для обстрела Майорки. Атаки с воздуха вынудили республиканцев отказаться от запланированного нападения на Майорку.
30 октября в нарушение всех международных норм франкистами было атаковано английское судно "Джейн Уимс" водоизмещением 2349 тонн. По утверждению франкистов, транспорт постоянно совершал регулярные рейсы между республиканскими портами и Кипром, Мальтой и Гибралтаром. Судно шло из Марселя в Барселону с грузом военной техники.
В журнале боевых действий AS/88 была сделана следующая запись: "В 6 час. 30 мин. на удалении 15 миль восточнее мыса Багур обнаружено судно "Джейн Уимс". По осадке было видно, что транспорт имеет полную загрузку. На палубе были закреплены восемь грузовиков в серо-зеленой окраске. Атака состоялась у мыса Сан Себастьян и проходила в следующем порядке. Сначала на транспорт неоднократно передали сигнал "Судну остановиться", однако то начало маневрировать, выполняя разворот. Далее из носовой пушечной установки Не-59В-2 по судну был открыт предупредительный огонь Серьезное повреждение носовой части транспорта вынудило его остановиться; экипаж выгрузился на спасательные шлюпки, а сам транспорт был обстрелян из пушек и пулеметов. При этом судно получило попадания в нос и корму на уровне ватерлинии. После отхода шлюпок с экипажем на безопасное расстояние по судну был нанесен бомбовый удар. Одна из бомб поразила его носовую часть, и через десять минут оно затонуло. Экипаж транспорта оставался в шлюпках и был потерян из виду из-за плохой видимости".
4 ноября в 8 часов 45 минут на северо-востоке Барселоны Не-59В-2 обнаружил пароход "Корсика" водоизмещением 643 тонны, шедший из Марселя в Барселону. После нескольких пушечных выстрелов судно получило повреждения и запросило помощь с земли. Через некоторое время в воздухе появился И-15, который атаковал гидросамолет, но в одной из атак получил повреждения и вынужден был уйти в сторону побережья. Оставшись без прикрытия, пароход вынужден был следовать курсом на Палма де Майорка, где был захвачен франкистами.
Последний боевой вылет в 1937 году Не-59В-2 совершили 21 декабря, когда пара гидросамолетов отбомбилась по колонне грузовиков, следовавшей по дороге севернее Кастелона. Огнем 20-мм зенитных установок один из самолетов был серьезно поврежден, и ему пришлось совершить вынужденную посадку в нескольких милях восточнее Беникарло. Второй гидросамолет приводнился рядом с поврежденным и забрал его экипаж, а после взлета затопил брошенный Не-59В-2, обстреляв его из пушки.
1938 год начался для AS/88 плохо. 13 января эскадрилья потеряла один Не-59В-2. Попав в полосу густого тумана, гидросамолет попытался совершить посадку. Однако при этом он подломил поплавок и получил большие повреждения. В результате погиб сержант Харальд Кахль, а остальные члены экипажа получили серьезные травмы.
19 января командование AS/88 принял майор Мартин Харлинхусен, остававшийся на этом посту до окончания войны. Через девять дней Не-59С, совершавший разведывательный полет в районе порта Манон, получил прямое попадание зенитного снаряда. Повреждения оказались весьма значительными - на самолете оторвало поплавок и один двигатель. Летчик сообщил об этом на базу и совершил вынужденную посадку в море на один поплавок и с одним двигателем. При посадке гидросамолет полностью разрушился, и экипаж оказался в воде. Сильный шторм не позволил гидросамолетам приводниться и подобрать членов экипажа, однако вскоре на помощь им подоспело спасательное судно из Поленсы.
Боевая деятельность для AS/88 в феврале 1938 года началась 4-го числа, когда пара Не-59В-2 обнаружила на выходе из порта Барселоны судно "Электра" водоизмещением 1387 тонн английской компании J Bruce and Со. Атакованный с воздуха, транспорт повернул было обратно в порт, под защиту зенитных батарей, но после нескольких бомбовых попаданий в 7 часов утра затонул. Часть экипажа сумела погрузиться на спасательные шлюпки.
11 февраля через остров Майорка пронесся сильный ураган. В результате серьезные повреждения получили многие гидросамолеты, находившиеся в бухте базы гидроавиации Поленса. Из Не-59 пострадал только один самолет, находившийся на воде и пришвартованный к бую.
Ущерб, наносимый республиканцам гидросамолетами из состава AS/88, вынудил их усилить противовоздушную оборону портов, прибрежных районов и транспортных судов на подходе к побережью. Было сформировано несколько новых зенитных подразделений, вооружение которых состояло из 76,2-мм орудий советского производства и скорострельных 20-мм пушек Oerlikon.
27 февраля 1938 года Не-59С, совершавший разведывательный полет вдоль республиканского побережья, атаковала пара истребителей. Гидросамолет получил повреждения, а летчик капитан Салхер был серьезно ранен, что заставило его прекратить выполнение задания и возвратиться на базу. В конце февраля 1938 года, в ходе ночной атаки на железнодорожный узел Порт Боу, серьезные повреждения получил еще один Не-59.
14 марта на широте мыса Камбрилс авиалодка Не-59В-2 обнаружила и атаковала транспорт "Менорка" водоизмещением 1022 тонны. В результате судно получило течь и быстро затонуло. Утром следующего дня, возвращаясь с ночного поиска, Не-59В-2 обстрелял колонну грузовиков у города Винарос. Однако при этом сам был атакован республиканским истребителем Dewoitine D 510 сержанта Хосе Сарриа Калатэюда. Получив большие повреждения, Не-59В-2 совершил посадку на грунт. Экипаж в полном составе был захвачен республиканцами.
В этот же день гидросамолеты Не-59 атаковали порт Таррагон, где им удалось потопить судно водоизмещением 2246 тонн. В ночь с 21 на 22 марта эскадрилья AS/88 потеряла очередной самолет - Не-59 был сбит зенитной артиллерией при налете на железнодорожный вокзал и порт в Тортосе; весь экипаж гидросамолета погиб. 7 апреля в 20 час. 45 мин. в гавани порта Росас одной 50-кг бомбой Не-59 потопил буксирное судно "Рио Урумея" водоизмещением 275 тонн, превращенное республиканцами в сторожевой корабль.
Очередной удачный вылет Не-59 состоялся 10 мая. В этот раз гидросамолетам удалось потопить два республиканских дозорных судна. Четырьмя днями позже в порту Аликанте одиночный Не-59 двумя 500-кг бомбами, сброшенными с высоты 80 метров, потопил разгружавшийся у причала транспорт. Очередной успех пришел в ночь с 18 на 19 мая. Во время налета на порт Аликанте три Не-59В-2 разбомбили резервуары с топливом.
В ответ на атаки франкистов республиканцы в ночь с 20 на 21 мая силами трех бомбардировщиков СБ нанесли удар по базе гидроавиации в Поленсе. По заявлению франкистов, ущерб от бомбардировки оказался минимальным. Бомбардировки Поленсе не повлияли на активность франкистской гидроавиации. Уже 24 мая она вновь напомнила о себе, совершив налет на порт в Валенсии. Две 500-кг бомбы, сброшенные Не-59 с высоты 50 метров, отправили на дно британское судно компании Westcliff S.S. Со.
27 мая пять Не-59 под командованием старшего лейтенанта Брея атаковали греческий танкер "Наусика" водоизмещением 5000 тонн, шедший под панамским флагом. На судно было сброшено несколько 250- и 50-кг бомб с высоты 100 метров. От полученных повреждений танкер затонул; большая часть его экипажа при этом смогла спастись. 4 июня был атакован республиканский порт Аликанте, на рейде которого были подожжены английский пароход водоизмещением 1300 тонн и испанское судно "Фрутеро" водоизмещением 341 тонна. От зенитного огня получил повреждения один из гидросамолетов, но летчик сумел привести машину на базу. В конце дня налет на Аликанте повторили. Одному из Не-59 удалось удачно сбросить четыре 250-кг бомбы, которые подожгли республиканский танкер, ходивший под английским флагом, но принадлежавший испанской компании CAMPSA. В 23 час. 20 мин. судно взорвалось и затонуло.
Ночью часть Не-59В-2 атаковала порт Дения, где под разгрузкой стояло английское судно водоизмещением 4000 тонн. В результате бомбардировки оно получило значительные повреждения, пять членов экипажа были убиты и трое ранены. Вечером следующего дня гидросамолеты AS/88 совершили налет на порт Грао де Кастеллон, где, по данным разведки, стоял под разгрузкой английский пароход "Айседора", прибывший из Марселя. Две из четырех бомб, сброшенных с Не-59В-2. сильно повредили судно, и вечером оно затонуло. 21 июня Не-59В-2, вооруженный торпедой, патрулировал сектор моря между Барселоной и Валенсией. Не обнаружив республиканских судов, гидросамолет развернулся в сторону Поленса и уже на обратном пути заметил в Валенсийском заливе английский транспорт. Командир самолета сбросил торпеду, угодившую прямо в середину судна. Взрыв расколол его, и оно быстро затонуло. Характерно, что это был первый после окончания Первой мировой войны случай потопления судна сброшенной с самолета торпедой.
22 июня экипаж Не-59 обнаружил на якорной стоянке в заливе Валенсии английский транспорт "Салтон" водоизмещением 3000 тонн. Самолет сбросил четыре 250-кг бомбы, от взрыва которых сдетонировали боеприпасы в трюме 25 июня Не-59 прикрывали высадку франкистов на архипелаг Колумбретес.
7 июля в Поленсу прибыли три новых Не-59В-2 для замены потерянных в боях самолетов. В течение этого месяца экипажи несли противолодочное дежурство, охотясь на республиканские подводные лодки, которые стремились атаковать франкистские крейсеры "Канариас" и "Балеарес" в водах Майорки. 21 июля двумя 250-кг бомбами франкисты затопили транспорт "Бодил", доставлявший партию самолетов и другую боевую технику для республиканцев.
24 июля самолеты из AS/88 атаковали порт Гандия, сбросив четыре 250-кг бомбы на стоящие у причала корабли. При этом повреждение получило одно республиканское судно. На следующий день удар повторили. На этот раз двумя 500-кг бомбами потопили английское грузовое судно.
2 августа несколько Не-59В-2 были атакованы республиканским истребителем И-15 с регистрационным номером СА-058, взлетевшим с аэродрома Ла Сенера на окраине Валенсии. Самолетом управлял командир эскадрильи лейтенант Хосе Фалько Санмартин. В результате атаки один гидросамолет получил повреждения и совершил вынужденную посадку; его экипаж попал в плен.
6 августа воздушная разведка обнаружила грузовое судно "Лейк Лугано" водоизмещением 2120 тонн, шедшее под Эстонским флагом. Транспорт вошел в порт Паламос и встал под разгрузку. Ночью Не-59В-2 сбросил на него четыре 250-кг бомбы. Через некоторое время над акваторией порта появились еще три Не-59 и добили поврежденный корабль бомбовым ударом. 15 августа Не-59В-2 совершили налет на Валенсию и потопили танкер "Кампоманес".
2 ноября AS/88 понесла очередную потерю: в районе Санта Кристинаде Аро республиканские зенитчики сбили Не-59. Экипаж остался жив, но оказался в плену. А 18 ноября Хосе Фалько, взлетев с аэродрома Сабадель на И-15 с регистрационным номером СА-036, атаковал Не-59 и сбил его.
Наиболее крупная воздушная операция AS/88, проведенная с участием Не-59, прошла 25 и 26 ноября 1938 года. За эти два дня на республиканский порт Барселона было совершено 15 самолето-вылетов и сброшено 15 тонн бомб. Однако значительных успехов националистам достичь не удалось (К тому же, Хосе Фалько опять одержал очередную ночную победу, сбив Не-59. Его И-15 (бортовой номер СА-230) успешно вернулся на аэродром, а Не-59 упал в окрестностях городка Бланес. Экипаж самолета в составе лейтенантов Карла-Фридриха Принтса, Отто Шмидта и Вальтера Вуллинга и капрала Людвига Миллера погиб).
Несмотря на потери, к началу 1939 года в составе AS/88 находилось восемь Не-59. Это наибольшая численность гидросамолетов такого типа с начала их появления в Испании.
7 января республиканские истребители перехватили один из Не-59. После нескольких атак самолет был сбит и упал в море. А 26 января франкисты заняли Барселону, и двумя неделями позже им удалось взять под свой контроль почти все побережье Испании до границы с Францией. Самолеты из AS/88 осуществляли блокаду республиканских портов.
В некоторых городах, которые еще оставались под контролем республиканцев, начались антиправительственные выступления. Первое из них произошло 8 февраля в Минорке. С целью поддержки восставших гидросамолеты Не-59В-2 в течение нескольких дней выполняли вылеты на бомбардировку дорог в районе мятежного города. 5 марта восстание охватило несколько малых артиллерийских фортов Картахены. Один из Не-59 подвергся нападению И-15 из состава 2-й эскадрильи с аэродрома Апаресида. Получивший значительные повреждения гидросамолет совершил вынужденную посадку в 5 милях от берега. Место приводнения машины определил Cant Z-501 из состава Grupo 2-G-62 и вывел к нему крейсер "Мар Кантабрико". Моряки спасли экипаж, а гидросамолет был затоплен.
До окончания войны эскадрилья AS/88 понесла очередную потерю. 22 марта на одном из Не-59 в полете отказал двигатель - и самолет совершил посадку, во время которой у машины оторвало левый поплавок и консоль крыла. Члены экипажа оставили самолет, воспользовавшись спасательной лодкой.
На протяжении всего конфликта AS/88 поддерживалась постоянными поставками из Германии новых самолетов взамен потерянных машин. Все Не-59 комплектовались немецкими экипажами, в состав которых включался в качестве наблюдателя испанец для лучшего ориентирования на местности.
После окончания войны AS/88 осталась на базе гидроавиации в Поленсе до 30 апреля 1939 года. В составе эскадрильи насчитывалось три Не-59, три Не-60 и три недавно прибывших Аг-95А-0, которые успели совершить только пару боевых вылетов.
1 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, проводилась реорганизация испанской гидроавиации, базировавшейся в Поленсе. Самолеты свели в единое подразделение, получившее наименование Grupo Mixto de Hidros. В его состав вошла 52-я эскадрилья с самолетами Не-59 и Не-60, 53-я эскадрилья, имевшая на вооружении итальянские CANT Z.501 и 506В, и все Аг-95А-0. Командование группой принял майор Игнасио Ансальдо.
В начале 1940 года отдельные эскадрильи и группы в ВВС Испании были преобразованы в полки. К концу этого года начала сказываться нехватка запасных частей, Не-59 все реже поднимались в воздух. 2 ноября 1941 года в районе гидроаэродрома в Поленсе прошел сильный ураган, в результате которого несколько самолетов, пришвартованных к стояночным буям, получили серьезные повреждения. Одну машину списали, а две другие продолжали использоваться до 1945 года, пока их не передали на слом.
Перелет звена Не-59В на базу гидроавиации
Поплавковый гидросамолёт He-59:
1 - 20-мм пушка Rheinmetall-Borsig MG-FF (Oerlikon); 2 - турель; 3 - остекление подсветки приборной доски; 4 - козырёк кабины пилота; 5 - съемная крышка люка закабинного отсека; 6 - ветрянка электрогенератора; 7 - рамочная антенна радиополукомпаса; 8 - 7,92-мм пулемет Rheinmetall-Borsig MG15; 9 - киль; 10 - руль направления; 11 - триммер руля направления; 12 - тяга триммера руля направления; 13 - тяга руля направления; 14 - подкосы стабилизатора; 15 - остекление кабины стрелка; 16 - иллюминатор кабины радиста; 17 - стремянка (на Не-59В-2 только справа); 18 - стойки-подкосы поплавков; 19 - ступени; 20 - съемные панели двигателя; 21 - ПВД; 22 - килевой узел крепления тросовой антенны; 23 - тросовая антенна; 24 - козырек кабины стрелка-радиста; 25 - крыльевой АНО; 26 - стойки крыла; 27 - остекление кабины штурмана; 28 - крыльевой поплавок; 29 - ребро жесткости; 30 - тележка выкатного шасси; 31 - съемная стойка выкатного шасси; 32 - расчалки стабилизатора; 33 - качалка триммера руля высоты; 34 - согласующая тяга элеронов; 35 - крыльевая штанга тросовой антенны; 36 - расчалки крыла; 37 - выхлопной патрубок; 38 - сдвижная крышка: 39 - кожаные валики борта кабины; 40 - швартовная серьга; 41 - редан поплавка; 42 - элероны; 43 - крышка кабины стрелка; 44 - хвостовой костыль; 45 - обтекатель шасси; 46 - колесо основной стойки шасси; 47 - посадочная фара; 48 - двигатель; 49 - сиденье летчика; 50 - верхний съемный капот двигателя; 51 - руль высоты; 52 - триммер руля высоты; 53 - роговая аэродинамическая компенсация руля высоты; 54 - узлы навески руля высоты; 55 - триммер элерона; 56 - сдвижной фонарь кабины радиста; 57 - приборная доска кабины летчика; 58 - рычаг управления двигателями; 59 - педаль ножного управления; 60 - штурвал; 61 - съемные крышки поплавков
Носовая часть и зачехленная пушечная установка самолета Не-59 из эскадрильи AS/88
Самолет He-59С-2 морской спасательной эскадрильи | Самолет Не-59В-2 из морской разведывательной эскадрильи AS/88 |
Приложение - Крейсера <Предыдущая | Следующая> Средние пушечные |
---|