Я много лет выписываю Моделист-конструктор и всегда достаю его номера из почтового ящика как подарок. В журнале есть идеи, информация к размышлению, руководство к действию.
Не скажу, что я копировал опубликованное. Но когда надо было решить какую-либо техническую проблему, в моей памяти всплывало что-то подобное из ранее прочитанного или в свежем номере журнала появлялась, как будто специально, информация на нужную тему.
Поэтому на нашей лестничной площадке горит и не перегорает лампочка с диодом, давно уже я ловлю рыбу с пластиковой лодки, езжу на мотоцикле "Иж" без аккумулятора и пашу плугом с лебедкой.
Сознаю, что недостатка материалов для публикации в редакции нет. И все же посылаю описание лебедки с плугами - обычным и "оборотнем". Может быть, кому-то и пригодится.
Сразу оговорюсь: моя конструкция, конечно же, несовершенна. Если взяться за нее снова, обязательно установил бы двигатель помощнее и редуктор с более высоким КПД, притормаживающие и тросоукладывающие устройства на барабаны. Наконец, уменьшил бы вес. Однако и то, что уже существует, функцию свою выполняет - огород вспахан и обработан.
В чем привлекательность этой конструкции? В том, что помимо односторонней пахоты с возвратом плуга вручную лебедку можно использовать и для реверсивной пахоты.
Такая возможность появляется, если к лебедке добавить приставку со вторым барабаном, якорь с блоком и плуг-"оборотень". (Взаимодействие этих агрегатов проиллюстрировано на кинематической схеме.) Лебедка с приставкой располагается на одном краю земельного участка, якорь - на противоположном. При поочередном подключении тросовых барабанов к работающему редуктору трос и связанный с ним плуг совершают возвратно-поступательное движение. Оператору и помощнику остается только в конце борозды переворачивать плуг, меняя курс, тем самым сохраняя направление отвала.
Теперь о том, как все устроено.
Лебедка состоит из рамы, двигателя Д8Э, "пульта" управления, червячного редуктора РР 4-80-16-52-2-1В43 (с передаточным отношением 16:1), основного тросового барабана с муфтой, топливного бака и грунтозацепа.
Основание рамы лебедки собрано из лонжеронов и поперечин (стальных труб прямоугольного сечения) и опорных балок двигателя и редуктора (стальных уголков). Сверху к основанию приварены: портал, стойка "пульта" управления двигателем, кронштейны и ушки крепления редуктора, топливного бака и грунтозацепа.
Портал предназначен для ограничения боковых перемещений троса и состоит из соединенных сваркой стальных стоек (уголков), косынок, полок (пластин) и подвижных роликов-ограничителей.
Рама приставки изготовлена из тех же материалов, у нее такой же портал. Разница лишь в том, что на ней расположено меньше агрегатов - только вспомогательный тросовый барабан с муфтой и грунтозацеп. С лебедкой приставка связана жестко при помощи соединительных консолей.
Редуктор прикреплен к четырем уголковым кронштейнам рамы лебедки двумя длинными болтами М12. На правый конец его тихоходного вала насажен вал-удлинитель, на котором вращается основной тросовый барабан на бронзовых втулках, запрессованных в ступицы. Вращение тихоходного вала передается барабану от полумуфты с диском, расположенной на шлицевом конце вала-удлинителя. Достаточно движения руки, чтобы диск полумуфты вошел в зацепление с восемью штифтами барабана и трос начал наматываться.
Привод вспомогательного тросового барабана осуществляется от тихоходного вала редуктора. В осевое отверстие левого конца вала вварена шлицевая вставка, по которой рычагом с вилкой перемещается полумуфта. Диск ее также входит в зацепление с восемью штифтами на барабане. Когда это происходит, последний начинает вращаться, а трос - наматываться.
Совет тем, кому трудно изготовить шлицевое соединение самостоятельно. Валы и полумуфты можно подобрать среди деталей отработавшей свое коробки передач; подогнать их помогут токарная обработка и сварка. При отсутствии таких деталей хвостовику вала и отверстию в полумуфте можно придать форму квадрата.
Двигатель установлен на опорные балки не напрямую, а на переходнике, продольные пазы и кронштейн с резьбовым отверстием которого позволяют регулировать натяжение цепи привода. Цепь - втулочно-роликовая, от велосипеда. Она соединяет звездочки на двигателе (z=10) и на заднем конце быстроходного вала редуктора (z=24). Ступица последней шлицевая. Если надо изменить тяговое усилие и скорость движения троса, то можно поставить звездочку от велосипеда "Спутник" с другим количеством зубьев.
Охлаждение двигателя сделано принудительным воздушным. Для этого головка двигателя повернута на 90° и установлен вентилятор, состоящий из кожуха, сцепления, вала, крыльчатки и крышки. Кожух и крышка - из алюминиевого сплава. Вал вентилятора (из стали) и крыльчатка (из дюралюминиевого листа) прикреплены к хвостовику коленчатого вала болтом М8х1.
Глушитель самодельный. Изготовлен из стали. В качестве корпуса для него использована оболочка "жигулевского" масляного фильтра с предварительно выжженным наполнителем.
Управляется двигатель с "пульта" - руля детского велосипеда с рычагом сцепления, ручкой "газа" и кнопкой остановки; запускается - рукояткой с храповой втулкой, входящей в зацепление с пальцем на переднем конце быстроходного вала редуктора.
Топливный бак - от мопеда.
На делянке, где предстоит пахать, лебедка с приставкой фиксируется довольно легко - оператору достаточно наступить на шарнирно присоединенные к ним грунтозацепы из стали. У меня один комплект грунтозацепов. Однако желательно иметь их два: с большими штыками (для рыхлой почвы) и маленькими, острыми, как у граблей (для плотной, утрамбованной почвы).
Кроме того, для возвратно-поступательного движения троса необходим якорь. Он состоит из блока, каретки и связанного с ними грунтозацепа с брезентовым сиденьем. Последнее тоже желательно, чтобы помощнику не приходилось все время стоять, нагружая грунтозацепы.
Перемещают лебедку вдвоем. Для этого используют своеобразные носилки - две палки с проволочными крючками. Хотя лучше было бы приспособить колесо от плуга и перекатывать лебедку по полю, как тележку.
И напоследок о плугах. Обычный распашной изготовлен разборным и регулируемым по захвату и глубине вспашки. Ширина захвата регулируется продольным перемещением вала вместе с кулисой и бороздным колесом, а глубина - изменением угла между грядилем и стойкой корпуса с помощью стяжки и ряда отверстий на грядиле. Соответственно устанавливается и бороздное колесо при помощи сектора с шестигранной втулкой, надетой на шестигранный вал кулисы.
Необходимость таких регулировок каждый определяет для себя сам. Но, по-моему, даже для прокладки первой борозды необходимо устанавливать полевое и бороздное колесо на одном уровне. Так же и в вопросе о рукоятках. Теоретически они не нужны. Однако мои помощники - жена и дочь - считают, что с рукоятками плуг идет ровнее, так как им удобнее управлять.
Обычный распашной плуг предназначен для односторонней пахоты. Поэтому для облегчения перемещения на исходную позицию он оборудован третьим колесом, поднимающимся при пахоте, и тросиком с ручкой.
Не менее важен для обработки почвы пропашной плуг. Здесь ярко видны преимущества лебедки перед мотоблоком. Уже на втором проходе мотоблок валит и ломает ботву, тогда как плуг с лебедкой позволяет пропахивать грядки неограниченное число раз вне зависимости от высоты ботвы. Пропашной плуг получается, если у распашного заменить корпус и вместо двух колес установить одно.
Для непрерывной пахоты в обоих направлениях на распашной плуг необходимо установить второй корпус, но уже с левым отвалом, и поворачивающиеся ручки. На конце борозды плуг-"оборотень" опрокидывается вокруг оси кулисы на 180°, кулиса бороздного колеса перемещается до упора на секторе, и пахота продолжается в другую сторону. "Оборотнем" удобно поднимать задерненную почву в два прохода: первый - на глубину 100 мм, второй - во встречном направлении - на 200 мм, что позволяет обойтись маломощным двигателем и избежать образования трудно разбиваемых глыб земли.
Оптимальный материал для плуга - стальной лист толщиной 2 мм. Он достаточно жесткий и прочный и в то же время легко кроится, гнется и варится. Из него можно изготовить бороздное и полевое колеса, отвал. Стальной лист потолще - 4 мм - подойдет для лемехов. Термообработка их при небольших объемах пахоты и отсутствии в почве камней необязательна. Да и заточить старые или изготовить новые лемехи не проблема.
Кинематическая схема лебедки с приставкой:
1 - двигатель; 2 - звездочка ведущая (z=10); 3 - звездочка ведомая (z=24); 4 - грунтозацепы; 5 - редуктор червячный (i=16): 6, 9 - барабаны тросовые, вспомогательный и основной; 7, 10 - полумуфты включения тросовых барабанов: 8 - рукоятка запуска двигателя; 11 - трос; 12 - плуг двухкорпусный; 13 - блок; 14 - якорь
Лебедка с приставкой (вид сверху):
1 - рама приставки; 2 - барабан тросовый вспомогательный; 3, 10 - болты M12 крепления редуктора; 4 - редуктор червячный; 5 - рукоятка запуска двигателя съемная; 6 - трос; 7 - барабан тросовый основной; 8 - рама лебедки; 9 - звездочка ведущая; 11 - вал редуктора входной; 12 - ступица ведомой звездочки; 13 - звездочка ведомая; 14 - бак топливный; 15 - цепь велосипедная; 16 - рычаг сцепления; 17 - грунтозацеп приставки; 18 - грунтозацеп лебедки; 19 - кнопка остановки двигателя; 20 - "пульт" управления двигателем; 21 - ручка "газа"; 22 - рама двигателя; 23 - двигатель Д8Э; 24 - болт М8 регулировки натяжения цепи; 25 - глушитель; 26 - подшипники 203; 27 - цапфа; 28 - вставка шлицевая; 29 - рычаг с вилкой включения полумуфты приставки; 30 - стержень направляющий; 31 - втулка направляющая; 32 - корпус редуктора; 33 - вал редуктора тихоходный; 34 - полумуфта; 35 - штифт вспомогательного барабана (8 шт.); 36, 42 - диски полумуфт; 37 - лонжероны рамы лебедки; 38 - лонжерон рамы приставки; 39 - вилка включения полумуфты лебедки; 40 - кронштейн подшипникового узла полумуфты; 41 - штифт основного барабана (8 шт., условно показано два); 43 - ограничитель хода рычага; 44 - рычаг включения полумуфты лебедки; 45 - палец храповой; 46 - конец быстроходного вала редуктора, передний; 47 - болты М8; 48 - конец тихоходного вала редуктора, правый; 49 - втулки бронзовые; 50 - шпонка; 51 - вал-удлинитель; 52 - кольцо стопорное; 53 - полумуфта лебедки; 54 - вал вентилятора; 55 - крыльчатка вентилятора; 56 - крышка вентилятора; 57 - крышка сцепления
Рама лебедки:
1 - полки портала; 2 - ролики-ограничители; 3, 7 - кронштейны крепления топливного бака, передний и задний (полоса 25x3); 4 - кронштейн крепления редуктора (уголок 45x28x3, 4 шт.); 5 - стойка "пульта" управления двигателем (труба 26x2,5); 6 - стойка портала (уголок 20x20x3, 2 шт.); 8 - ушко крепления грунтозацепа (2 шт.); 9 - косынка (2 шт.); 10 - балка редуктора опорная (уголок 25x25x3); 11 - балки двигателя опорные (уголок 25x25x3); 12 - лонжероны (труба 28x25, 4 шт.)
Переходник (рама двигателя)
Крышка сцепления
Рама приставки:
1 - корпус подшипника; 2 - кронштейн подшипника; 3 - ушки крепления грунтозацепа; 4, 5 - консоли соединительные (гнутый профиль); 6 - косынка (2 шт.); 7, 9 - поперечины (труба 28x25); 8 - лонжерон (труба 28x25); 10 - стойки портала (уголок 20x20x3); 11 - ролики-ограничители; 12 - полки портала
Вал вентилятора
Якорь:
1 - блок; 2 - сиденье; 3 - грунтозацеп; 4 - тяга (2 шт.); 5 - ручка дли переноски; 6 - каретка блока; 7 - ролик-ограничитель троса (2 шт.)
Глушитель:
1 - патрубок выпускной; 2 - фланец; 3 - патрубок впускной; 4 - прокладка жаростойкая; 5 - винт М4 (4 шт.); 6 - кожух (корпус автомобильного масляного фильтра)
Грунтозацеп лебедки
Грунтозацеп приставки
Крышка вентилятора
Крыльчатка вентилятора
Рукоятка запуска двигателя:
1 - втулка храповая; 2 - рычаг (гнуть по месту); 3 - стержень; 4 - втулка
Плуг распашной однокорпусный:
1 - трос; 2 - упор подвижный; 3 - колесо полевое (200); 4 - кулиса бороздного колеса; 5 - сектор фиксации бороздного колеса; 6 - колесо бороздное (300); 7 - растяжка; 8 - грядиль (труба 60x30); 9 - корпус плуга; 10 - тросик с ручкой для перемещения плуга вручную; 11 - рукоятки управления плугом; 12 - колесо транспортное в поднятом положении
Плуг пропашной:
1 - грядиль; 2 - корпус плуга; 3 - растяжка; 4 - колесо; 5 - серьга; 6 - трос; 7 - рукоятки
Плуг-"оборотень" (распашной двухкорпусный):
1 - вал кулисы; 2 - сектор фиксации бороздного колеса; 3 - упор подвижный (болт М8, 2 шт.); 4 - корпус плуга левый; 5 - защелка рукояток управления плугом; 6 - корпус плуга правый
«Киев-60»: вскрываем ТТЛ <Предыдущая | Следующая> Моделист Конструктор выпуск октябрь №10 1998 |
---|