"Ханомаг" со звездой "Мерседеса" (Немецкий легкий грузовик "Ханомаг-Хеншель")
Достаточно посмотреть на далеко не полное название этого многоцелевого транспортера (так называют в Германии развозные фургоны малой грузоподъемности), и становится понятно, что в его создании и производстве участвовали несколько фирм.
Большинству владельцев он известен как "Мерседес-Бенц" Д206 (306) с трехконечной звездой на облицовке радиатора. Однако разрабатывался фургон совершенно другой фирмой. Дизайнеры, конструкторы и технологи синдиката Hanomag-Henschel вдохнули жизнь в этот автомобиль, но затем вынуждены были расстаться со своим детищем и передать его производство в другие руки...
Однако обо всем по порядку. В первой половине XIX века в Германии наблюдался промышленный подъем. Машиностроительные предприятия появлялись и исчезали, сливались в более крупные или, наоборот, дробились.
Завод, впоследствии названный Hanomag, был основан в 1835 году Георгом Эгешторфом (Georg Egestorff), решившим заниматься машиностроением и литьем металлических деталей для железных дорог. Но паровые машины внесли свои коррективы в деятельность предприятия в г. Ганновере (Hannover).
Сначала из его ворот стали выходить первые "авторские" станки и паровые машины, правда, в очень ограниченном количестве, затем - специальные для судов, ну а позже, в 1846 году, - локомотивы.
Вот такой путь, очень типичный для того времени, был пройден энергичным предпринимателем - от стального литья до экипажа на колесах, пусть даже этот экипаж двигался только по рельсам. После показа локомотива на Всемирной выставке в Париже в 1855 году Г. Эгешторф стал очень известным человеком. Окрыленный успехом, он начал выпускать локомобили (паровые самоходные экипажи) и паровые пожарные насосы очень большой мощности. Но время шло, и в 1868 году в возрасте 66 лет основатель фирмы, не имевшей еще своего названия, скончался. Его дело продолжил доктор Штроусберг, сконцентрировавший все свои усилия на выпуске локомотивов.
Наконец, в 1871 году было основано и зарегистрировано акционерное общество "Ганноверское машиностроительное предприятие" (Hannoversche Maschinenbau Aktien Gesellschaft), совместный капитал которого составлял 3,5 миллиона талеров. Серийный выпуск локомотивов к тому времени составлял уже 250 штук в год.
В 1900 году в Париже на очередной Всемирной выставке фирма получила "Гран-при" за четырехцилиндровый локомотив, впоследствии экспортировавшийся во все концы света.
В 1904 году для сокращения при переписке акционерное общество получило адрес для телеграмм Hanomag ("Ханомаг"), который и стал названием фирмы. В начале века фирма выпускала широкий ассортимент продукции: паровые грузовики, моторные плуги, стационарные силовые установки, локомотивы и отдельные узлы и агрегаты.
После Первой мировой войны многие фирмы обанкротились и исчезли с автомобильного горизонта или оказались поглощенными более крупными, выжившими в трудных условиях. Даже талантливые специалисты искали работу. И вот двое из них, инженеры Ф. Белер и К. Полич, пришли в "Ханомаг", принеся с собой проект дешевого легкового автомобиля, получившего позднее известность под именем "Комисброт". Премьера его состоялась 1924 году. Тогда же появились и гусеничные трактора. В гамме выпускаемой предприятием продукции были легкие развозные грузовички и тя-желые тягачи. Фирма фактически вышла на следующий виток своего развития, приступив к выпуску строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники, легковых, а затем и грузовых автомобилей. До Второй мировой войны предприятие отличилось своими достижениями в очень многих областях автомобильной индустрии. Кроме того, много средств тратилось на исследования и развитие. Например, в 1939 году специально разработанный легковой автомобиль с дизельным мотором установил четыре мировых рекорда (!).
Во время Второй мировой войны заводы "Ханомага" работали на вермахт, выпуская бронетехнику и командирские автомобили.
В послевоенное время производство легковых автомобилей возобновлено не было из-за отсутствия средств, и все усилия сосредоточились на выпуске строительной техники и грузовиков.
Путем многочисленных слияний и разделений в послевоенной Германии "Ханомаг" стал дочерним предприятием концерна "Райншталь" (Reinstahl), а в 1965 году произошло его объединение с известной фирмой "Хеншель" (Henschel), также входившей в концерн. Вот так и появилось двойное название "Ханомаг-Хеншель".
Это слияние принесло ощутимую пользу обеим фирмам, так как в результате мировой авторынок получил сразу целую гамму грузовиков грузоподъемностью от одной до тридцати восьми тонн. Причем отличались они добротностью конструкции, оригинальными техническими решениями и дизайном.
Но появилась одна проблема. Дело в том, что новое акционерное общество, организованное в 1968 году, было все-таки нежизнеспособным, так как основным его акционером выступал концерн "Даймлер-Бенц АГ". А такое двойное, даже тройное хозяйствование только вредило общему делу. Поэтому "Ханомаг" направил все свои силы на изготовление строительной техники, в чем сильно преуспел, а все цехи, занимавшиеся производством грузовиков, передал главному акционеру. Вся же автомобильная продукция "Ханомага-Хеншеля" - как маленькие грузовики, так и тяжеловесы - с 1970 года несла на облицовке радиатора трехлучевую мерседесовскую звезду.
Вот об одном таком "сложносочиненном" грузовичке мы и расскажем более подробно. Вернее, речь пойдет о целом семействе автомобилей, состоящем из 57 (!) вариантов. По заказу же можно было получить все, что угодно. Благо конструкция была действительно очень грамотной, и для расширения семейства препятствий не существовало.
Фактически при конструировании этого поколения транспортеров был взят "принцип лошади", то есть силовой агрегат спереди, ведущие колеса передние. Так же как и лошадь в принципе можно запрячь в любую подводу или карету, так и новый фургончик предполагал некоторую модульность. Ведь при неизменной передней части грузовой отсек мог быть любым: длинным и коротким, широким и узким, низким и высоким, грузовым и пассажирским.
Рассмотрим конструкцию подробнее. Силовая рама изготовлена из двух продольных труб, в передней части которых приварен подрамник для установки радиатора, силового агрегата, коробки передач, рулевого механизма, передней подвески и поперечины крепления кабины. Эта часть неизменна для любого из вариантов автомобиля. А вот задняя часть рамы, заканчивающаяся тоже подрамником, на котором для экономии места в кузове расположили бензобак и запасное колесе, имеет уже девять вариантов длины базы и два варианта задней колеи: узкая (1400 мм) и широкая (1730 мм) для спецкузовов. Причем запасное колесо играет еще и роль элемента конструкции, повышающего безопасность эксплуатации автомобиля, так как при ударе сзади часть энергии удара поглощается именно "запаской", а не бензобаком.
Независимая подвеска всех колес и привод на передние обеспечивают низкое расположение центра тяжести и, естественно, повышение устойчивости и управляемости на дороге. Таковы преимущества этой конструкции и компоновки.
В качестве базовых моделей служат два автомобиля - фургон и грузовичок.
Разнообразие кузовов фургона просто восхищает: несколько вариантов крыши, дверей (одинарные, двойные, распашные, сдвижные, их комбинации) и планировок (грузовые, грузопассажирские или просто пассажирские).
То же касается и грузовичка. Масса вариантов платформ как по длине, так и по ширине. Мало того, еще и погрузочная высота может быть выбрана по желанию.
Особняком стоит вариант автомобиля с двойной кабиной. Такой находит широкое применение в небольших строительных организациях, коммунальных службах. Ведь помимо небольшого груза он вмещает бригаду рабочих или боевой расчет.
В общем, универсальность машины налицо.
Вагонная компоновка кабины, сдвинутая назад ось переднего моста и расположение сидений над колесными нишами обеспечивают очень удобный вход и выход из нее. Двигатель смещен максимально вперед, и в салоне - лишь небольшой его кожух, изготовленный из пластика с хорошими термозвукоизоляционными свойствами. Обзорность с места водителя выше всяких похвал. Пано-рамное лобовое стекло и большие боковые стекла дают хороший так называемый "бинокулярный" эффект, то есть впечатление отсутствия передних стоек. Анатомические сиденья с тремя регулиров-ками (вверх-вниз, вперед-назад, изменение наклона спины) позволяют водителю выбрать для себя самое удобное положение. Отопление тоже на высоте. Печка "питается" охлаждающей жидкостью дви-гателя и начинает функционировать почти сразу после его запуска. Очень грамотно для того времени разработана панель приборов. Минимум шкал - максимум необходимой информации. Все органы управления легкодоступны. Кроме того, интересно и цветовое решение интерьера: черный, кремовый и имитация дерева на панели приборов. Все это совершенно неутомительно для глаз.
Хорош и дизайн. Достаточно посмотреть на иллюстрацию. Автомобиль красив и современен. А ведь ему почти 30 лет! Казалось бы, фургон - ящик он и есть ящик. Но дизайнеры и конструкторы подошли творчески и даже заглянули в будущее. Ведь прямоугольные фары только начали применяться на легковых автомобилях, а уж на фургоне - об этом никто и не мечтал.
Довольно сложная скульптура передка автомобиля имеет свой "характер". Причем "лицо" привлекательно как на фургоне, так и на грузовичке. Единственным недоработанным местом является облицовка радиатора, вернее ее окончания. Эти маленькие "хвостики" над фарами и под ними кажутся лишними.
Очень удачно расположены указатели поворота - отпадает надобность в боковых повторителях, ведь они видны и спереди, и сбоку под различными углами.
Что касается силовых агрегатов, то сначала предполагалась установка дизельного и бензинового двигателей, но затем остался только первый, оптимальный для такого вида транспорта.
Итак, мы познакомились с семейством фургончиков и грузовичков концерна "Мерседес-Бенц" конца 60-х - начала 70-х годов, разработанным фирмой "Ханомаг". Автомобили выпускаются почти два десятилетия. Чем только они ни служат: пожарными и охранниками, дачами на колесах и самосвалами, каретами скорой помощи и полицейскими. Наверное, трудно назвать область, где они не нашли бы применения. Случай редкий.
Технические характеристики
Двигатель | ОМ 615 (дизель) |
Объем двигателя, см3 | 2197 |
Мощность, л.с. | 60 при 4200 об/мин |
Коробка передач | 4+1 (полностью синхронизирована) |
Рулевой механизм винт-гайка | независимая |
Подвеска | независимая |
Объем топливного бака, л | 40 |
Сцепление | однодисковое, сухое |
Тормоза | гидравлический привод |
Допустимая полная масса, кг | 2400-2700 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Грузоподъемность, кг | 780-1750 (в зависимости от модификации) |
Фургон | |
Внутренняя полезная площадь, м2 | 4,3-5,3 (в зависимости от модификации) |
Внутренний полезный объем, м3 | 6,4-7,8 (в зависимости от модификации) |
Грузовик | |
Площадь платформы, м2 | 5,2-11,0 (в зависимости от модификации) |
Высота платформы, мм | 490-800 (в зависимости от модификации) |
Размер шин, дюймы | 7,00J-14 или 6,70J-15 |
Базовый вариант грузовика:
1 - зеркала заднего вида; 2 - кабина; 3 - кузов; 4 - труба выхлопная; 5 - указатель поворота; 6 - глушитель; 7 - лонжероны рамы (трубы); 8 - бензобак; 9 - колесо запасное; 10 - подрамник задний; 11 - указатель поворота задний и стоп-сигнал; 12 - панель заднего номера; 13 - крыло с брызговиком
Базовый вариант фургона:
1 - вариант с высокой крышей; 2 - жалюзи вентиляционные; 3 - зеркало заднего вида; 4 - указатель поворота; 5 - колесо запасное; 6 - проем боковой двери салона; 7 - указатель поворота и стоп-сигнал; 8 - дверь задняя
Вариант грузовика с низкой грузовой платформой
Ходовая часть автомобиля:
1 - радиатор; 2 - вентилятор; 3 - головка блока цилиндров; 4 - двигатель; 5 - колесо рулевое; 6 - рычаг переключения передач; 7 - поперечина; 8 - коробка передач; 9 - колесо переднее; 10 - рама трубчатая; 11 - кронштейн крепления кабины; 12 - глушитель; 13 - труба поперечная с торсионом внутри; 14 - бензобак; 15 - колесо заднее; 16 - кожух заливной горловины; 17 - колесо запасное; 18 - скоба крепления запасного колеса; 19 - фильтр топливный; 20 - механизм рулевой; 21 - фильтр масляный; 22 - тяга рулевая продольная; 23 - топливный насос высокого давления; 24 - механизм сцепления; 25 - рычаг подвески поперечный; 26 - тяга рулевая поперечная; 27 - полуось; 28 - труба выхлопная; 29 - подрамник задний
Органы управления и приборы контроля:
1 - переключатель света главный; 2 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 3 - блоки сигнальных ламп; 4 - спидометр; 5 - указатель уровня топлива в баке; 6 - переключатель стеклоочистителя; 7 - переключатель "ближний-дальний свет"; 8 - включатель "вентиляция-ото-пление"; 9 - сопла обдува лобового стекла; 10 - кожух двигателя; 11 - рычаг ручного тормоза; 12 - педаль "газа"; 13 - педаль тормоза; 14 - замок зажигания; 15 - колесо рулевое; 16 - педаль сцепления; 17 - переключатель указателя поворота
Модификации автомобиля с платформой:
1 - со сдвоенной кабиной; 2 - для обычной грузовой платформы; 3 - трехосные увеличенной грузоподъемности; 4 - самосвалы; 5 - для перевозки домашних животных
Фургон. Ханомаг-Хеншель
Вариант грузовика с удлиненной платформой и сдвоенной кабиной. Ханомаг-Хеншель
Ханомаг-Хеншель (Hanomag-Henschel)
Что за сани - едут сами.Аэросани чертежи,конструкция-Моделист Конструктор выпуск январь №1 1999 <Предыдущая | Следующая> Трицикл нового поколения |
---|

