13.11.2010 13:00
От «калек» адмирала Ланса до последних гигантовРазбухавшие, как на дрожжах, в начале нашего века германские торпедные силы сразу же включались в процесс боевой подготовки Флота Открытого моря, становясь год от года все более грозным оружием. Опыт плаваний, в свою очередь, влиял на линию развития военного судостроения. И здесь произошло неожиданное. Обычно адмиралы требовали корабли все большего и большего размера, полагая, что те смогут выполнять свои задачи в любую погоду в открытом море и к тому же будут иметь преимущества в индивидуальных стычках с судами противника. Однако немецкие флотоводцы полагали, что главными достоинствами их эскадренных миноносцев должны оставаться маневренность и малозаметность. Подросшие до 600 с лишним тонн водоизмещения (и имевшие постоянную тенденцию прибавлять по несколько десятков тонн и несколько метров длины в каждой последующей серии) "хохзееторпедоботы" уже не могли с прежней легкостью прорезать плотный строй броненосцев без риска попасть под таранный удар. Поэтому "флотское лобби", возглавляемое адмиралом Лансом, настояло на том, чтобы начиная с 1911 года в кораблестроительные программы включались только эсминцы меньшего размера. Поворот в судостроительной стратегии оказался настолько значительным, что нашел отражение даже в обозначениях. Первая генерация "торпедоботов" замерла на 187-м номере; вместо 188-го миноносец новой серии фирмы "Вулкан" вновь получил индекс V-1. Идею эту вряд ли можно назвать удачной. Миноносец V-1 и пять его собратьев были меньше предшественников всего на сотню тонн водоизмещения и короче на 3,5 м, а их действительно более низкий корпус в бурном море полностью заливался водой. Не лучшим образом влияла на мореходность и унаследованная от предшественников "яма" между полубаком и рубкой с торчащими вперед торпедными аппаратами. Служить на "калеках Ланса" (как прозвали новый тип миноносцев) оказалось сущей пыткой: и койки, и пища - все насквозь пропитывалось соленой водой, навевая воспоминания о крохотных "жестянках" времен шестовых мин. Тем не менее, за первой шестеркой потянулась целая вереница "инвалидов", всего 24 единицы, причем ни одной из знаменитых фирм, включая "Шихау", не удалось добиться от своей продукции приемлемой мореходности. В общем, обновленный вариант стандартного эсминца возвращал ситуацию примерно на пять лет назад и не содержал сколь-нибудь заметных преимуществ - и это в то время, когда маленькие революции в кораблестроении происходили почти ежегодно! |
||
|
- Самодельный одометр для велосипеда-Моделист Конструктор выпуск март №3 2000
- Самодельный блок электронного зажигания БЭЗ-Моделист Конструктор выпуск март №3 2000
- Советы со всего света-Моделист Конструктор выпуск март №3 2000
- Приспособления для шлифовальной шкурки-Моделист Конструктор выпуск март №3 2000