Джип вездеход своими руками
«Комфорт, широта обзора, красота!» — так отозвался об этом автомобиле космонавт Владимир Джанибеков, посидев эа его рулем. Создатель «джипа» С. Хопшаносов из Еревана получил 1-ю премию на смотре самодельных автомобилей, машину показали в телепередаче «Это вы можете».
Рис. 1. Общий вид джипа вездехода
Много в машине и других простых и оригинальных конструкторских решений. Вот, например, как устроен кузов. Он состоит из пространственной рамы и наружной обшивки. Рама, рассчитанная на значительные крутящие и изгибающие нагрузки, сварена из стальных труб квадратного и прямоугольного сечения. Менее нагруженные капот, двери и заднее окно сделаны из швеллеров, тавров и уголков, соединенных заклепками.
Пол в салоне и обшивка капота выполнены из рифленых дюралюминиевых листов толщиной 2 мм. Обшивка кузова — из гладких листов толщиной 1,5 мм. К раме они прикреплены винтами М5 с потайными головками. Стыки листов скрыты резиновыми и металлическими накладками.
Рис. 2. Рама кузова:
1 — п р днне балкн (50Х 25 мм), 2 - элементы нер н R т нк моторного отсека (50Х 25 мм), 3 — ложемент кр пл ння двигатели, 4 — кронштейн амортизатора, 5 — передний лонжерон (50X50 мм), 6 — балка капота (40X40 мм), 7 — элементы задней стенкн моторного отсека (50X25 мм), 8 — порог (50Х 25 мм), 9 - адннй онже-рон (40X40 мм), 10 — борт (25X20 мм), 11 — задняя поперечина (40X40 мм), 12 — подоконная перекладина (25 X 20 мм), 13 — арнцепиой кронштейн, 14 — серьга -задней рессоры, 15 — арка заднего колеса (уголок 25X25 мм), 16 — промежуточная поперечина (40x40 мм) с пальцами креплении амортизатора к кузову, 17 — кронштейн задней рессоры, 18, 21 — дверные стойки (40X40 мм), 19 — передний поперечина (40x40 мм), 20 — подкосы (50X25 мм), 22 — серьга передней рессоры 23 - кронштейн п 'редн й рессоры.
Кабина изнутри выстлана тонким слоем поролона и мягким пластиком. Триплексное остекление, а также двери снабжены резиновыми уплотнителями от автомобилей Волжского автозавода. Пол покрыт резиновыми и синтетическими ковриками. Все это снижает уровень шума в салоне и препятствует проиикиовеиию пыли.
Приборный щиток и перчаточный ящик — самодельные. Передние кресла с откидывающимися вперед спииками — «жигулевские». Заднее пассажирское сиденье, рассчитанное иа трех человек, самодельное и имеет фиксированную спинку. За ним, внизу,— топливный бак емкостью 45 л (от «уазика») с горловиной, выведенной наружу иад задним бампером. Над баком расположен внутренний багажник. Доступ к нему через заднее окно.
Принцип «простота плюс надежность» распространился и иа силовую установку: двигатель и коробка передач взяты вместе с обслуживающими их агрегатами от «Жигулей» ВАЗ-2101. Только бумажный масляный фильтр заменен более дешевым в эксплуатации инерционным от ЗАЗ-968.
Задний мост, с учетом возможности буксировки прицепа, взят от ВАЗ-2102 и немного доработай: удалены нижние опорные чашки пружин подвески и кронштейны крепления верхних реактивных штанг. Вместо них к балке моста приварены две П-образные подрессориые подушки.
Рессоры использованы от передней подвески автомобиля УАЗ-469 Каждый пакет состоит из пяти листов, покрытых перед сборкой графитовой смазкой. К раме кузова оии подвешены в районе задних лонжеронов.
Рис. 3. Доработка заднего моста:
I — нижняя опорная чашка нружнны подвески (удаляется, вместо нее приваривается подрес-сорная подушка), 2 — кронштейн крепления верхней реактивной штангн (удаляется), 3 — левая "одрессорная подушка (приваривается).
Кроме рессор имеются телескопические амортизаторы. Резиио-металлическими шарнирами резервуаров они, как и на «Жигулях», крепятся к кронштейнам заднего моста, а шарнирами кожуха — к пальцам иа промежуточной поперечине рамы.
Крутящий момент от двигателя к заднему мосту передается карданным валом от «Волги» ГАЗ-21. Выбор именно этого типа обусловлен тем, что он более прост и надежен и не требует особого ухода. Правда, посадочные отверстия не совпадают, поэтому для присоединения вала к фланцам коробки передач и моста выточены переходники.
Рис. 4. Переходник.
Они представля.т собой стальные шайбы диаметром 100 мм и толщиной 33 мм, в которых просверлены 8 сквозных отверстий. В 4-х соответствующих отверстиях по фланцу нарезан резьба М8, а в остальных М10
Что касается переднего моста, то он полностью самодельный: Проектируя его, Хопшаносов руководствовался своим излюбленным принципом «простота плюс надежность». Ход рассуждений был примерно такой: передний мост очень ответственный агрегат. Он обеспечивает управление движением, от его «самочувствия» зависит «здоровье» всего автомобиля. Следовательно, чем меньше в нем будет деталей и подвижных соединений, тем лучше.
Рис. 5. Передний мост:
I — поворотная цапфа, 2 — верхняя опорная площадка, 3 — болт н верхний шаровой подшипник, 4 — накладка, 5 — труба 50X X 25 мм, 6 — основная труба, 7 — подрессорная площадка, 8 — кронштейн цапфы амортизатора, 9 — болт и нижний шаровой подшипник, 10 — нижняя опорная площадка, II — цапфа амортизатора.
Три года эксплуатации показали: решение было принято верное. Какие только камни и выбоины ни попадали под передние колеса — все нипочем. Вот как устроен мост.
Основной его элемент — толстостенная бесшовная стальная труба 060 и длиной 1100 мм. К ней приварены подрессориые подушки, пальцы крепления амортизаторов и опорные площадки шаровых подшипников передней подвески.
Рис. 6, Схема люка:
I — люк, 2 — ручка, 3 — направляющая, 4 — крыша, 5, 6 — желоба.
При сборке переднего моста необходимо учитывать развал колес, поэтому опорные площадки присоединялись к трубе в определенном порядке Сначала приваривались иижиие и к ним привинчивались (тоже иижиие) шаровые подшипники поворотных цапф «жигулевских» колес. Верхние же площадки сначала прикреплялись к соответствующим шаровым подшипникам поворотных цапф, а затем уже приваривались к трубе. Причем угол развала составил 0°20/ 0°30', что соответствует 2—3 мм разности между размерами, взятыми от краев ободьев колес до вертикали (труба при этом горизонтальна); устанавливался с помощью отвеса. К раме кузова передний мост присоединен так же, как и задиий,— рессорами (по четыре листа в пакете) с помощью болтов и хомутов и телескопическими амортизаторами, штоки которых упираются в специальные кронштейны на передних лонжеронах.
Рис. 7. Рулевой привод:
I — рулевой вал, 2 — карданные шарниры, 3 — промежуточный вал, 4 — рулевой механизм, 5 — нерегулируемая тяга, 6 — регулируемая тяга, 7 — сдвоенный рычаг правого колеса, 8 — поворотная цапфа, 9 — одинарный рычаг левого колеса.
Схождение колес регулируется рулевой тягой (от «Волги» ГАЗ-21).
Устройство управления вездеходом тоже очень простое и надежное. Поворачивая «баранку», водитель через два вала и два шарнира (от ЗИЛ-130), расположенных под капотом, воздействует на рулевой механизм, закрепленный на передних балках перед решеткой радиатора. Далее усилие нерегулируемой тягой передается сдвоенному (сваренному из двух) рычагу правой поворотной цапфы, а от нее регулируемой тягой — рычагу левой поворотной цапфы.
Тормозная система, отопитель салона, фары и электропроводка заимствованы у «Жигулей» ВАЗ-21011, задние фонари — у прицепа «Скиф», а стеклоочистители и контрольные приборы использованы от автомобиля УАЗ-469.
Самодельный автомобиль универсал Минимакс <Предыдущая | Следующая> Вездеход на пневмоходу своими руками |
---|