Самодельный прицеп для мотоблока
Конструкция самодельного прицепа, вмещает 6 мешков картофеля, плюс вес водителя — итого около 400 килограммов.
Отсюда конструктивные особенности тележки: прочное водило, мощная рама, вместительный кузов, надежные колеса. В такой последовательности и будут рассматриваться перечисленные узлы и агрегаты.
Водило состоит всего из нескольких деталей, соединенных электросваркой. Наиболее нагруженное здесь место — стык корпуса поворотного узла и дышла. Поэтому оно усилено четырьмя ребрами жесткости.
Рис.1. Конструкция самодельного прицепа для мотоблока:
1- кронштейн навесных орудий мотоблока «Электроник», 2 - консоль, 3 - водило, 4 - подножка (доска s20), 5 - сиденье водителя (доска s20), 6 - рама, 7 - кузов (доска s20), 8 - балка опорная (брус 50x50, 3 шт.), 9 - болт М8, 10 - кольцо упорное (труба 58x4), 11 - колесо (от мотоколяски СЗД, 2 шт.).
Рама изготовлена из набора стальных элементов: уголков, прутка, труб круглого и прямоугольного сечения. Они сварены в конструкцию, некоторая замысловатость которой обусловлена работой тележки на местности, изобилующей неровностями рельефа, россыпью камней и валунов: эксплуатационные нагрузки здесь очень велики.
В качестве колесной оси применен стальной стержень диаметром 30 мм, соединенный уголковыми опорами и косынками с лонжеронами и корпусом продольного шарнира при помощи электросварки. Длина стержня выбрана такой, чтобы колеса не выступали за обводы кузова.
Рис.2. Водило:
1 - корпус поворотного узла, 2 - дышло (труба 49x3, L1820), 3 - рамка подножки (уголок 25x25x4), 4 - упор (труба 58x4), 5 - ребро жесткости (s4), 6 - накладка (полоса 25x4).
Под стать мощной раме и крепкий кузов, сколоченный из досок 20-мм толщины и усиленный на углах металлическими накладками. К раме он крепится посредством болтов и трех мощных опорных балок из бруса 50x50 мм. Нагружается кузов, как и любые одноосевые тележки — центр тяжести груза должен располагаться ближе к переднему борту и не заходить за ось вращения колес.
Поскольку тележка предназначена в основном для перевозки мешков с картофелем, кузов сделан с не откидывающимися бортами. Для перемещения же сыпучих грузов тележка используется редко.
Рис.3. Рама самодельного прицепа к мотоблоку:
1 - раскос (уголок 21x21x3), 2 - рамка сиденья (уголок 21x21x3), 3 - стояк (труба 50x25x4), 4 - стойки сиденья (уголок 40x40x4), 5,14 - подкосы передние (труба 50x25), 6, 15 - лонжероны продольные (уголок 40x40x4), 7, 8 - опоры колесной оси правые (уголок 32x32x4), 9,16 - подкосы задние (труба 50x25), 10 - поперечина усиливающая (уголок 40x40x4), 11 - корпус продольного шарнира (труба 58x4), 12 - ось колесная (пруток диаметром 30), 13,17 - лонжероны поперечные (уголок 40x40x4), 18 - косынки (s4).
Колеса позаимствованы у давнего популярного объекта самодельщиков — мотоколяски СЗД: использованы передние, со ступицами в сборе. При этом концы стержня — колесной оси обточены под посадочные диаметры штатных подшипников ступиц. Многолетняя практика эксплуатации тележки показала, что эти колеса — самые подходящие.
С мотоблоком тележка соединяется с помощью консоли, верхняя часть которой повторяет обводы держака того же окучника, поскольку вставляется в штатный кронштейн навесных орудий, а нижняя представляет собой ось, вокруг которой в двух радиально-упорных подшипниках вращается поворотный узел водила. Пространство между подшипниками заполнено консистентной смазкой и прикрыто пыльниками.
Рис.4. Поворотный узел водила:
1 - консоль, 2 - пыльники, 3,6 - подшипники 36206, 4 - корпус, 5 - втулка распорная, 7 - втулка дистанционная, 8 - шайба, 9 - гайка М20х2,5, 10 - масленка, 11 - дышло.
С рамой тележки водило соединено шарнирно — дышло вставлено в трубчатый корпус продольного шарнира, на конец его надето и зафиксировано болтом М8 упорное кольцо. Такое соединение позволяет колесам тележки
быть независимыми от положения колес мотоблока на неровностях дороги.
Водитель управляет связкой мотоблок—тележка, располагаясь на деревянном сиденье впереди кузова. Руками он держится за рычаги управления, а ногами опирается на деревянную подножку, прикрепленную к специальной рамке на дышле водила.
В небольшой публикации, конечно, невозможно представить все подробности конструкции. На рисунках, например, не показаны такие мелкие детали, как бортовые петли с лямками для крепления перевозимого груза. Не изображена мягкая подушка на сиденье, без которой любая поездка была бы для водителя испытанием. Думается, что этими и другими элементами самодеятельный конструктор оснастит свое изделие самостоятельно.
Самодельный прицеп для моторолерра и мотоцикла <Предыдущая | Следующая> Самодельный разборный прицеп дача |
---|