Самодельный мотовездеход на любой сезон
Прежде чем приступить к описанию снегохода <<Черепаха-2>>,расскажу от истории его появления на свет.А произошло это благодаря мотовездевходу – предшественнику под одноименным названием,только с индексом <<1>>.
Том представлял собой двухколесную машину на пневматиках низкого давления с двигателем Д-8 мощностью 1,2 л.с.
Пневматики были изготовлены из камер автомобиля УАЗ-452 с оболочкой из ткани.Задний(ведущий) пневматик при этом имел восемь попереченых бандажных колец из прорезиненной ленты толщиной 3мм.Колеса пневматиков(а более привычно-диски) собраны из двух алюминиевых банных тазиков,скрепленных друг с другом днищами с помощью восьми болтов М6.
Рама мотовездехода – дуплексная. Но такая ее конструкция вызвана не столько обеспечением прочности,сколько шириной пневматиков и их вилок,а также простотой изготовления.
Мотовездеход <<Черепаха-1>> был создан в кружке веломототехники местной станции юных техников(СЮТ) в один из зимне-весенних сезонов в середине 1990-х годов.А уже летом машина отправилась вместе с ребятами в поход вдоль реки Тобол,везя на себе двух мальчишек.В конечном же пункте похода на <<Черепахе-1>> покатались все ребята,и не по одному разу.И вскоре вся трава в долине и на окрестных холмах была примята пневматиками – так ребята отдыхали,а машина трудилась.
В начале же нового учебного года,в ожидании зимы,<<сютовцы>>предложили переделать вездеход в снегоход и разработали чертежи реконструкции.
В осенний период на занятиях кружка <<Черепаха-1>>изменила свой облик,назначение и индекс в названии.
Снегоход настолько прост,что так и хочется назвать его снегокатом.
Ведущий пневматик для снегохода был использован от вездехода практически без изменения.Только к нему была добавлена продольная бандажная полоса,а поперечина заменены на более толстые,как и продольная,-тоже из 5-мм транспортерной ленты с выступающим болтами крепления.
У рамы переделке подверглась только передняя часть – здесь вилка направляющего пневматика уступила место траверсе с втулками для поворотных кулаков рулевых лыж.
Для улучшения условий работы двигатель был снабжен принудительным воздушным охлаждением,с приводом от вала ведущей шестерни сцепления.
Мотовездеход <<Черепаха-1>>:
1 – передний(управляющий)пневматик(камера от колеса автомобиля УАЗ-452; 2 – диск переднего пневматика(алюминиевый банный таз, 2шт.);
3 – переднее крыло(алюминиевый лист s1); 4 – вилка переднего колеса; 5 – мостик; 6 – руль с органами управления;
7 – бензобак(от мопеда); 8 – рама; 9 – сиденье; 10 – двигатель Д-8 мощностью 1,2 л.с; 11- заднее крыло; 12 – задний пневматик; 13 – диск заднего пневматика;
14 – ведомая звездочка; 15 – поперечный бандаж; 16 – вторая ступень цепной передачи; 17 – промежуточный вал; 18 – певая ступень цепной передачи;
19 – пол(фанера s4, 2шт.)
Колесно-лыжный снегоход <<Черепаха-2>>;
1 – лыжа(2шт.); 2-поворотный кулак (2шт.); 3 – рулевая тяга(2шт.); 4-рулевой вал;
5 – руль; 6 – бензобак; 7 – рама; 8 – двигатель Д-8; 9 – крыло пневматика(на виде сверху не показано);
10 – промежуточный вал; 11 – цепная передача; 12 – пневматик;
13 – диск колеса; 14 – поперечный бандаж(транспортерная лента s5, 8шт.);
15 – приводная звездочка; 16 – сиденье; 17 – продольный бандаж(транспортерная лента s5);
18 – пол(фанера s6); 19 – кожух системы принудительной воздушного охлаждения двигателя;
Рама снегохода:
1 – лонжерон(уголок 35х35, 2шт.); 2 – траверса (труба диаметр 25); 3 – опоный конштейн рулевого вала(стальный лист s4);
4 – дугообразная рулевая стойка (труба диаметр 18); 5 – втулка поворотного кулака лыж(труба диаметр 30, 2шт.);
6 – пластинка крепления рулевого вала (стальной лист s3); 7 – распорка (труба диаметр 18);
8 – передняя подседельная стойка (труба диаметр 18); 9 – передняя подстоечная поперечина (труба диаметр 18);
10 – подмоторный кронштейн (труба диаметр 18); 11 – подседельная дуга (труба диаметр 18);
12 – стойка спинки сиденья (труба диаметр 18, 2шт.); 13 – поперечина спинки сиденья (стальной лист s2);
14 – втулка пневматика (труба диамет 18); 15 – задняя подстоечная поперечина (труба диаметр 26);
Рулевой механизм(крепежные детали – болты М6 и заклепки – позициями не обозначены):
1 – рулевые тяги(стальная полоса 20х3); 2 – рычаг поворотного кулака (труба диаметр 18); 3 – рулевая сошка (труба диаметр 18);
4 – рулевой вал (труба диаметр 22); 5 – втулка (капрон, 2шт.); 6 – ось поворотного кулака; 7 – скоба крепления рулевого вала к пластине рамы (стальная полоса 20х3);
8 – пластина крепления рулевого вала к раме; 9 – рулевая дугообразная стойка рамы; 10 – пол-подножка(фанера s6); 11 – опорная площадка рулевого вала(стальной лист s3);
12 – пружина; 13 – стяжка носка лыжи (труба диаметр 14);
14 – кронштейн соединения лыжи с поворотным кулаком (стальной лист s3); 15 – основа лыжи (фанера s8); 16 – подрез (дюралюминиевый уголок 20х10, 2шт.);
17 – лонжерон рамы; 18 – ось поворотного кулака (сталь,круг 12); 19 – подошва лыжи (дюралюминиевый лист s1); 20 – втулка поворотного кулака(труба 16х4)
Ведущий пневматик снегохода:
1 – приводной вал; 2 – диск и обод колеса (алюминиевый тазик, 2шт.);
3 – шина(камера от колеса автомобиля УАЗ-452); 4 – оболочка шины(ткань<<Теза>>);
5 – продольный бандаж(транспортерная лента b = 300, s5);
6 – поперечный бандаж(транспортерная лента b = 40, s5, 8шт.);
7 – крепления бандажа (болт М6х20, 24шт.); 8 – лонжерон рамы (2шт.);
8 – лонжерон рамы (2шт.);
Приводной вал пневматика:
1 – цапфа вала (сталь 45, круг 40, 2шт.);
2 – вал(труба диаметр 40х4);
3 – диск колеса;
4 – флянец крепления диска колеса;
5 – крепления диска к фланцу (болт М6, 6шт.);
6 – косынки (8шт.); 7 – фланец крепления приводной звездочки;
8 – приводная звездочка(от мотоцикала <<Минск>>);
9 – корпус подшипника (2шт.); 10 – подшипник №203(2шт.);
11 – лонжерон рамы;
Промежуточный вал трансмиссии:
1 – большая звездчока; 2 – вал (труба диаметр 30);
3 – малая звездочка; 4 – наконечник-цапфа вала(сталь круг 30, 2шт.);
5 – корпус подшипника (2 шт.); 6 – подшипник №202(2 шт.);
7 – лонжерон рамы (2шт.)
Часть рамы перед двигателем закрыта фанерой, образующей площадку для ног.
Сиденье со спинкой довольно длинное, на нем может уместиться еще и пассажир.
Кстати, рама и трансмиссия позволяют вместо двигателя Д-8 установить на снегоход мотор Ш-50 и даже от мотоцикла <<Минск>>.
Трансмиссия снегохода – цепная, двухступенчатая с промежуточным валом.Цепи и звездочки – от разных мопедов, но с одинаковым шагом t – 15,875мм.
Три зимы подряд снегоход <<Черепаха-2>> <<кушал>> бензин и в благодарность катал ребятню, как <<сютовскую>>, так чужую.
К сожалению, самой машины и чертежей на нее не сохранились, поэтому в описании приведены ее приблизительные размеы. Но для умельцев, которые захотят создать сами лодобный снегоход, думаю, они особенно и не нужны.Для них гораздо важнее компоновка узлов и конструктивная схема самой машины, которые вполне понятны из приведенных чертежей.
Источник: Моделист конструктор №2 2007
Хаапсалу-калур - родина ледоходов <Предыдущая | Следующая> Как сделать самодельный мини мотоцикл |
---|