Схематичка бьет рекорды. Планер - "схематичка" улучшенной конструкции
Схематическая модель планера - с нее, как правило, начинается у мальчишек знакомство с авиамоделизмом. Но, пожалуй, единственное достоинство такой модели - ее простота. Как правило, у схематичек плохая аэродинамика и низкая прочность. Сегодня мы хотим предложить читателям схематическую модель планера улучшенной конструкции и аэродинамики, которая вполне способна конкурировать со спортивными моделями.
Фюзеляж
Изготовление модели начинается с фюзеляжа. Его основой является фюзеляжная балка - сосновая рейка, имеющая форму усеченной пирамиды с большим основанием сечением - 12x10 мм и меньшим - 8x6 мм. При выборе заготовки следует отдавать предпочтение хорошо просушенному прямослойному пиломатериалу.
Носовая часть фюзеляжа вырезана из липового бруска сечением 58x32 мм. С фюзеляжной балкой она соединяется "на ус" с помощью эпоксидного клея. На время полимеризации клея детали рекомендуется временно фиксировать с помощью гвоздиков, которые после следует удалить.
Киль
Каркас киля модели в форме дуги, выклеивается из четырех полосок шпона шириной 5 - 6 мм и толщиной 1 мм. Операция эта производится на обтянутой полиэтиленовой пленкой гладкой доске, на которой изображен контур киля в натуральную величину. Вдоль контура забиваются гвозди, и пакет из четырех заготовок, с нанесенным на них эпоксидным клеем, плотно прижимается к гвоздям с помощью нескольких слоев виниловой изоленты.
После отверждения смолы толщина заготовки доводится до 3 мм и к дуге приклеиваются нервюры и две косынки. Готовый каркас киля состыковывается с помощью эпоксидного клея с балкой фюзеляжа. О технологии оклейки каркаса лавсановой пленкой будет достаточно подробно рассказано ниже.
Крыло
Изготовление крыла - процедура несколько сложнее предыдущей. В качестве исходного материала для него вполне подойдут деревянные ученические линейки - из них можно выпилить и полки лонжерона, и нервюры, и кромки крыла - переднюю и заднюю.
Прежде всего необходимо в соответствии с контуром профиля крыла вырезать два шаблона для изготовления нервюр - сделать их можно из листового дюралюминиевого листа толщиной 3 - 4 мм. Чтобы шаблоны получились одинаковыми, их следует соединить с помощью болтиков и гаек и обработать совместно. Далее из деревянных линеек толщиной 2,5 мм вырезаются заготовки (их кромки должны выходить на 0,5 - 1 мм полнее за контур шаблона) и собираются в пакет с помощью длинных резьбовых шпилек и гаек - снаружи устанавливаются шаблоны и внутри -13 заготовок. Этот прием позволяет обрабатывать заготовки совместно, что делает их абсолютно одинаковыми. После окончательной отделки нервюр на них прорезаются пазы под полки лонжерона.
Для полок лонжеронов понадобится линейка-заготовка длиной 600 мм и толщиной около 2,5 мм - из нее надо вырезать четыре рейки шириной по 12 мм и шесть - шириной по 8 мм: две - для задних кромок полукрыльев и четыре - для передних (последние склеиваются попарно таким образом, чтобы их поперечное сечение составило 8x5 мм).
Собирать полукрылья удобнее всего на стапеле - ровной доске длиной около 700 мм и шириной около 250 мм с закрепленным на ней листом бумаги, на котором изображена плановая проекция полукрыла. Поверх бумаги закрепляется полиэтиленовая пленка, чтобы каркас не приклеился к стапелю.
Каркас крыла сначала собирается "на сухую", без клея. При этом элементы крыла фиксируются между собой с помощью канцелярских зажимов и булавок. Если каркас собран правильно, все стыки заполняются эпоксидным клеем, слегка разбавленным ацетоном.
Для стыковки полукрыльев понадобится еще один стапель, состоящий из двух ровных и гладких досок длиной 700 мм и шириной 250 мм. Поскольку крыло имеет поперечное V - угол наклона каждого полукрыла к горизонту составляет 5 градусов - тот же угол должен быть и у состыкованных досок. Соединить их проще всего с помощью двух накладок из 10-мм фанеры, закрепленных клеем и шурупами с их длинных торцов.
Для стыковки полок лонжеронов, а также передних и задних кромок правого и левого полукрыльев концы их следует сошлифовать "на ус" и подготовить буковые накладки, как это показано на чертеже крыла. Подгонка стыковочных накладок производится в стапеле, временная фиксация всех стыковочных элементов осуществляется канцелярскими зажимами. Заполнять стыки эпоксидным клеем следует лишь тогда, когда крыло, уложенное на стапель, плотно прилегает к нему.
После полимеризации клея каркас крыла вынимается из стапеля, к нему приклеиваются пенопластовые законцовки, после чего он зачищается и подготавливается к оклейке лавсановой пленкой. Оклейка производится с помощью клея "Момент", разжиженного толуолом. Операция эта производится сначала с правым полукрылом, а затем с левым. Для начала выкраиваются полотнища пленки отдельно для верхней и нижней обшивок. Ширина заготовки должна быть такой, чтобы обеспечивался загиб по передней и задней кромкам приблизительно на 10 мм. Клей следует наносить на центральную и концевую нервюры и на переднюю и заднюю кромки - все остальные нервюры должны быть "сухими". Промазывается и пленка в зонах ее стыковки с намазанными "Моментом" элементами каркаса. Сушить клей необходимо "до отлипа" - на это потребуется около 10 минут.
Следующая операция потребует применения электрического утюга. Температура его должна быть такой, чтобы обшивка не расплавилась - определить это можно, прикладывая утюг к обрезку лавсановой пленки. Сначала закрепляется нижнее полотнище - наклеивать его нужно последовательно от передней кромки к центральной и концевой нервюрам и затем к задней кромке. Далее места стыка проглаживаются утюгом. Точно так же наклеивается и верхнее полотнище.
После оклейки крыла пленка натягивается - для этого она проглаживается утюгом. Если в процессе ее натягивания возникают перекосы, их следует исправить, прогладив утюгом участки, где обшивка провисает - пленка натянется и перекос выправится. Отсутствие перекосов можно проконтролировать в стапеле - крыло должно плотно прилегать к нему.
Для установки крыла на балку-фюзеляж следует изготовить деталь, которая у авиамоделистов носит название "кобылка". Состоит она из ложемента и упора, склеенных из липы. Установочный угол крыла, обеспечиваемый ложементом, составляет 3 градуса.
Сборка стабилизатора производится так же, как монтаж крыла, включая оклейку каркаса лавсановой пленкой.
Сборка планера
Для начала следует определить центр тяжести фюзеляжа - сделать это можно, установив собранный (без крыла) фюзеляж на рейку с закругленной верхней частью и уравновесив его в горизонтальном положении. Отметив точку равновесия на фюзеляже, следует временно установить на фюзеляжную рейку кобылку вместе с крылом - центр тяжести фюзеляжа должен совпадать с осью лонжерона крыла. Далее кобылка крепится на балке резиновой лентой, с помощью такой же ленты фиксируется и крыло.
Отладка и настройка
Более точно место установки крыла определяется после пробных запусков планера. Если после несильного толчка модель кабрирует (взмывает вверх) с последующим парашютированием, крыло вместе с кобылкой следует сдвинуть назад; при пикировании крыло необходимо передвинуть вперед. Когда планирование станет устойчивым, кобылку следует закрепить на фюзеляже эпоксидным клеем. Штатное крепление крыла осуществляется резиновой лентой сечением 1x5 мм.
В процессе регулировки может оказаться, что модель уклоняется от прямолинейного полета. Как правило, причина этого - в перекосе крыла. Для его устранения придется снова взяться за утюг - прогладить слабо натянутые зоны, что поможет выправить перекос. Для более точной регулировки можно установить на крыльях и стабилизаторе дополнительные органы управления - триммеры. Сделать их можно из тонкого алюминия - например, выкроить из оболочки пивной банки. Крепление триммеров к крылу и стабилизатору - нитками и клеем, для чего в задних кромках крыла и стабилизатора, а также в триммерах просверливаются отверстия диаметром 1 мм.
Хорошо отрегулированная модель неплохо летает и при запуске с леера длиной около 50 м. Крючок для леера, выполненный из алюминиевой проволоки диаметром 3 мм, закрепляется нитками и клеем на фюзеляжной балке, перед центром тяжести модели на расстоянии около 50 мм от него.
Конец леера оснащается проволочным кольцом для подцепки планера и ярким флажком из легкой ткани. Контур крючка должен обеспечивать отцепление модели от леера в положении планирования - при этом она будет долго и устойчиво планировать. Если же модель будет отцепляться при наборе высоты, то это может привести к парашютированию с последующим пикированием, которое вполне может завершиться ударом о землю.
Геометрическая схема схематической модели планера улучшенной конструкции
размер со знаком* уточняется в процессе отладки модели
Фюзеляж модели:
1 - носовая часть (липа, брусок сечением 58x32); 2 - фюзеляжная балка (сосна, рейка сечением 10x12); 3, 6 - косынки (липа); 4 - дуга каркаса (выклейка из шпона); 5 - нервюра (древесина, s2,5)
Крыло модели планера:
1 - законцовка (пенопласт); 2 - обшивка (лавсановая пленка), 3 - нервюра (древесина, пластина s2,5); 4 - полка лонжерона (древесина, пластина s2,5); 5 - передняя кромка (склейка из двух реек s2,5); 6 - задняя кромка (древесина, пластина s2,5); 7 - нижние накладки (древесина, s2,5); 8 - верхние накладки (древесина, s2,5)
Кобылка:
1 - основание (сосна, рейка 10x20); 2 - упор (липа, рейка 10x25)
Горизонтальное оперение:
1 - обшивка (лавсановая пленка); 2 - нервюра (древесина, пластина s2,5); 3 - передняя кромка (древесина, пластина s4); 4 - законцовка (липа, пластина s2,5); 5 - концевая нервюра (древесина, пластина s2,5); 6 - задняя кромка (пластина s4)
Профиль крыла
Новые времена - новое соперничество <Предыдущая | Следующая> Электронный предохранитель |
---|