Крупносерийная посредственность
Создав весьма передовые бронепалубные крейсера серий "Линдер" и "Мерси", британское Адмиралтейство оказалось на перепутье. С одной стороны, обозначалась прямая дорога по дальнейшему усовершенствованию сложившегося типа крейсера - достаточно быстроходного и мощно вооруженного. С другой - у таких сильных кораблей вроде бы не наблюдалось явных противников. Да, русские броненосные рейдеры превосходили первых "бронепалубников", но против каждого из них англичане могли выставить, как минимум, пару броненосцев. Французы же пока никак не могли "набрать обороты". Поэтому главная опасность по-прежнему оставалась со стороны переоборудованных торговых судов. В 80-е и 90-е годы XIX века количество быстроходных - имевших скорость 15 узлов и более - лайнеров и пакетботов заметно возросло. Практически все страны предусматривали их использование в военное время в качестве вспомогательных крейсеров. То же британское правительство специально приплачивало судовладельцам с тем, чтобы лучшие их корабли имели усиленную конструкцию с подкреплениями под орудия. В России была создана не имеющая прецедентов "торговая компания" - Добровольный флот, - находившаяся на полной дотации государства. О возможном крейсерстве своих судов помышляли не только гранды морской политики, но и Италия, Испания, Португалия и другие совсем небольшие страны.
Поэтому после довольно жарких прений лорды Адмиралтейства пришли к согласию относительно будущего развития своего крейсерского флота. На первое место выходило не качество (индивидуальная сила каждого корабля этого класса), а количество. Боевая мощь и скорость предусматривались весьма скромными - достаточными лишь для того, чтобы иметь дело с любым переоборудованным рейдером. Размеры и экипаж - по возможности минимальные, чтобы уменьшить расходы на постройку и содержание.
В соответствии с новыми веяниями в течение последовавшего десятилетия англичане создали более шести десятков крейсеров второго и третьего классов, призванных заменить прежние корветы. Первой серией стали 5 единиц типа "Медея" программы 1887 - 1888 годов. По сути, они представляли собой уменьшенную версию "Мерси", заметно уступая тому по всем качествам, кроме разве что скорости. Корабли несли только шесть 152-мм орудий (вместо двенадцати 8- и 6-дюймовок своих предшественников), хотя их расположение оставалось классическим: по два в носу и корме и остальные, перемежаемые 57-мм "скорострелками", - по бортам в выступах-спонсонах, обеспечивавших приличные углы обстрела. Три из пяти кораблей предназначались для южных морей. Их снабдили двухслойной обшивкой: стальной корпус покрывали деревянными брусьями, поверх которых крепились листы меди для предотвращения (или хотя бы ослабления) обрастания. В результате водоизмещение менее чем 3000-тонных кораблей возросло более чем на 150 т, на 30 см увеличилась ширина (толщина обшивки с двух бортов), а скорость упала почти на пол-узла.
Максимальное ограничение размеров дало свои отрицательные результаты. Помещения команды, численность которой была наполовину меньше, чем на "Мерси", оказались слишком тесными. Людям не хватало места не только для отдыха, но даже и для работы. Котельные топки находились настолько близко к переборкам, что забрасывать в них уголь стало настоящим мучением. Ни одна из "медей" на испытаниях не достигла своей проектной 20-уз-ловой скорости, частично из-за указанной причины, частично вследствие того, что крейсера просто зарывались носом в волну. Не помогало и округлое (похожее на спину черепахи) покрытие в передней оконечности: в свежую погоду вода все равно попадала на открытую палубу. Понятно, что в бою в таких условиях расчетам орудий пришлось бы совсем несладко. Хотя вскоре после вступления кораблей в строй 6-дюймовки на них заменили новыми скорострельными орудиями, ценность первых судов новой серии оставалась невысокой.
Попытки исправить недостатки "Медеи" привели к появлению одной из самых больших крейсерских серий, насчитывавшей 21 единицу. Главной изюминкой проекта стало вооружение, полностью состоявшее из скорострельных орудий. Начало 1890-х годов открыло дорогу новой артиллерийской технике. Заряд теперь вместо шелкового мешка помещался в металлическую гильзу, что позволяло забрасывать его в казенную часть одним движением. Так же рациональными движениями открывался и закрывался затвор. Винтовая нарезка на нем имела специальные секции-разрывы, что позволяло избежать продолжительного "завинчивания", последний заменялся сдвигом и закрыванием при помощи единого рычага. "Скорострелки" увеличивали огневую мощь при том же калибре орудий в несколько раз (по крайней мере, в теории). Техническая скорострельность вместо одного выстрела в минуту возросла до 5 - 7 у шестидюймовок и до 8 - 10 у 120-мм орудий.
Именно последние заняли место в батарее в средней части корпуса "Аполло". Помимо большей скорости стрельбы, 120-миллиметровки имели вдвое более легкий снаряд по сравнению с 6-дюймовыми орудиями, что заметно облегчало труд расчетов. Фактор немаловажный, поскольку середина корпуса британских (и не только) крейсеров того времени, несмотря на кажущийся на первый взгляд высоким борт, представляла собой открытую "лоханку" огороженную широкими и высокими фальшбортами. Этот пережиток парусной эпохи затруднял работу артиллеристов в свежую погоду, поскольку волны свободно перекатывались по палубе. Менее тяжелый снаряд здесь представлялся благом.
В попытке снизить "мокроту" открытой батареи англичане сделали неверный шаг, убрав выступы-спонсоны в открытые порты, которые на большом ходу или волнении легко заливала вода. Расплатой стали и ограниченные углы обстрела. 120-миллиметровки не могли стрелять прямо по носу и корме, и продольный огонь ограничивался одним 152-мм орудием - маловато для "охотника" за неприятельскими рейдерами. В остальном же "второклассники" (они получили официальное обозначение "бронепалубные крейсера 2-го класса") были довольно удачными. На них опробовали немало усовершенствований. Одним из них стали бортовые поворотные торпедные аппараты для 18-дюймовых торпед, имевшие угол обстрела более 90 градусов. Увеличенная ширина корпуса позволила расположить две вертикальные паровые машины тройного расширения бок о бок в отдельных машинных отсеках, разделенных продольной переборкой - такая схема стала стандартной для большинства крейсеров на два десятка лет. Большинство единиц без проблем достигли проектной скорости. Стоит отметить, что теперь приемные испытания проводились для двух разных условий: при естественной тяге и при форсировке, когда все люки в котельных отделениях закрывались и мощная вытяжная вентиляция создавала небольшое разряжение, способствующее повышению паропроизводительности котлов. Поправилось положение и с обитаемостью. Но вот мореходность по-прежнему оставляла желать лучшего, и корабли все равно вышли довольно "мокрыми".
Выход представлялся очевидным: еще увеличить размеры корпуса и высоту борта. Именно так и поступили британские конструкторы в следующей серии. На "Астрее" лишняя тысяча тонн водоизмещения по части вооружения вылилась всего в дополнительную пару 120-мм пушек. Однако вновь появились восстановленные в правах спонсоны для первых и последних орудий этого калибра. Но главные изменения коснулись корпуса. Вместо отдельных полубака и полуюта верхняя палуба стала непрерывной от носа до кормы. Исчезла "лохань" с тяжелым и бесполезным фальшбортом в середине. В общем, получился "крепко сбитый" корабль, но с умеренными боевыми характеристиками, за что он подвергся изрядному осуждению. Критики считали, что увеличение стоимости почти на треть при падении скорости на пол-узла никак не компенсировалось одним лишним орудием в бортовом залпе. Тем не менее, новая серия уже вполне подходила для службы в отдаленных южных морях, и все ее единицы подверглись стандартной операции обшивки деревом и медными листами (среди "аполлонов" так обработали только около половины - 10 из 21).
Для этой же типично британской задачи - "службы на дальних базах" - предназначалось подавляющее большинство их "меньших братьев". Заклейменные как крейсера 3-го класса, эти кораблики обладали уже совершенно низкими боевыми качествами, хотя в ряде случаев отличались оригинальностью замысла и весьма передовыми новшествами. Появление подкласса связано с так называемыми "торпедными крейсерами". Первая пара, "Скаут" и "Фирлесс", вступили в строй в 1885 - 1887 годах. При водоизмещении чуть меньше 1600 тонн они несли пять 127-мм орудий (вскоре замененными на 120-мм скорострельные), не считая малокалиберных, и могли развивать ход до 17 узлов при форсировке. Их титульное вооружение ограничивалось одним настоящим торпедным аппаратом в носу и двумя метательными аппаратами. Следующую серию из 8 единиц типа "Арчер" вооружили шестью 152-мм орудиями и тремя торпедными аппаратами, заставлявшими 1800-тонные корабли опасно раскачиваться на волне. 17-узловая скорость не позволяла "торпедоносцам" даже просто догнать свои цели, не то чтобы занять удобное положение для атаки самодвижущимися минами. Поэтому вся десятка стала именоваться крейсерами 3-го класса, то есть крейсерами не боевыми.
Следующая четверка - "Барракуда", "Барроса", "Бланш" и "Блонд" - уже с самого начала задумывалась именно как "третьеклассники". Эти корабли стали испытательной платформой для важных новшеств. Впервые в британском флоте на них установили паровые машины тройного расширения и скорострельную артиллерию (шесть 120-мм). Облегченные механизмы позволили при сохранении размеров, практически аналогичных "Скауту", поставить настоящую броневую палубу - 25 мм в плоской части и 51 мм на скосах, тогда как их предшественники несли эфемерную 19-миллиметровую. В числе минусов остались малая скорость (16,5 узла при форсировке) и плохая мореходность, что совсем неудивительно для столь небольших кораблей. Впрочем, их главной задачей оставался "показ флага" в колониальных владениях, а наиболее вероятным основным действием - наказание "неразумных дикарей" известным способом: залпами по хижинам.
Для службы вместе с главными силами предназначалась пара "Бархэм" и "Беллона", сохранившая вооружение предшественников, но уже при скорости до 19,5 узла. Здесь англичан поджидало настоящее фиаско. Излишняя форсировка машин привела к тому, что механизмы во время испытаний "посадили" раз и навсегда. На протяжении всей службы они не развивали более 16 узлов вплоть до последних годов XIX века, когда новые водотрубные котлы позволили, наконец, достичь более или менее пристойных 18-ти.
Далее "эконом-класс" развивался на базе все той же "Медеи". При тех же размерах и бронировании серия из девяти единиц типа "Катумба" имела вооружение из восьми 120-мм "скорострелок" и скорость до 19 узлов при форсировке. Первая пятерка строилась на деньги австралийцев с тем условием, что корабли будут служить именно в водах Австралии. Тут же англичане заложили еще четыре единицы уже для своих нужд. В принципе, они еще подходили для борьбы с крейсерами противника, но Адмиралтейство "доказало", что стремление к удешевлению может достичь критической точки.
Такой точкой стала серия из 11 еще меньших по размерам единиц типа "Пелорус". Идея на первый взгляд выглядела здравой: создать достаточно быстроходный малый крейсер, способный нести разноплановую боевую службу. На их предшественниках искусственная тяга позволяла (по проекту) увеличить мощность почти вдвое, что было хорошо для испытаний, но никак не для тяжелых условий дальнего плавания. Скорость "Пелоруса" возросла до 20 узлов, но не только за счет более реальной степени форсировки машин, а и вследствие более острых обводов корпуса. Однако большое отношение длины к ширине уменьшало остойчивость, и в результате пришлось ограничить вооружение восемью 102-мм орудиями, из которых на борт могла вести огонь только половина. Скорость лучших из серии достигала 20,5 узла, но излишнее экспериментаторство с котлами (на разных кораблях устанавливались котлы трех различных типов) всего после пары лет службы все равно ограничивало ход только 17-ю. В любом случае, и при наличии проектной скорости такой крейсер должен был бы догонять возможного противника (даже переоборудованного "купца") с некоторой опаской. Слишком малая огневая мощь (102-миллиметровка имела еще и очень легкий снаряд) делала их откровенно слабыми в бою с ним.
Англичане, конечно, понимали ущербность своих "второклассных" и особенно "третьеклассных" крейсеров. На их счастье, у большинства из них ко времени Первой мировой войны заканчивался срок службы, а некоторые уже пошли на слом. Часть из действующих Адмиралтейство раздало доминионам: так "Филомел" (типа "Пелорус") в 1914 году получила Новая Зеландия; парой "пелорусов" в 1912 и 1915 годах обогатился и австралийский флот; а один из "аполлонов", "Рейнбоу", в 1910 году перешел под юрисдикцию Канады. Семь систер-шипов в то же время прошли переоборудование в минные заградители, а еще пять нашли свой конец в качестве брандеров при попытках заблокировать бельгийские порты Остенде и Зеебрюгге в 1918 году. Оставшиеся "заняли удачные позиции" в портах и ходили в море не слишком часто, поэтому им удалось избежать реального противостояния с боевыми кораблями противника. Но не всем. Судьба в лице германского крейсера "Кенигсберг" нашла представителя самых слабых "третьеклассников" - "Пегасус". Адмиралтейство понимало, что, хотя номинально противники имели артиллерию практически одинакового калибра (105 мм и 102 мм), в случае их встречи англичанину не поздоровится. Но предполагалось, что он, однако, сможет сразиться с неприятелем и нанести ему повреждения. Поэтому его (после долгих сомнений) все же включили в число "загонщиков", искавших "Кенигсберг".
Реальность оказалась горькой. Избежав встречи в море, "Пегасус" прибыл на остров Занзибар. Там неудачливого охотника нашла сама "дичь". 20 сентября 1914 года "Кенигсберг" подошел к порту на 45 кабельтовых и открыл огонь. Игра шла в одни ворота: "немец" оставался неуязвимым, так как снаряды "Пегасуса" до него просто не долетали. А стрельба рейдера была точной. Всего через 8 минут боя все орудия "Пегасуса", обращенные к противнику, оказались выведенными из строя. Подождав 5 минут, "Кенигсберг" вновь открыл огонь. После 20 минут экзекуции "Пегасус" представлял собой развалину. Почти 90 человек из его экипажа были убиты или ранены. Попытка выброситься на берег закончилась неудачно: крейсер перевернулся и затонул, не нанеся врагу никакого урона. И это в собственном порту! Случись бой в открытом море, потери оказались бы куда большими.
В итоге следует признать, что боевые возможности и устойчивость британских крейсеров 3-го класса (да и большинства "второклассников") являлись весьма и весьма скромными. Слишком большие в качестве канонерок, они мало подходили для борьбы с рейдерами ни по скорости, ни по вооружению уже в момент создания. Всего же чуть более чем за 10 лет англичане ухитрились "наклепать" свыше пяти десятков весьма посредственных единиц, многие из которых можно признать "боевыми" разве что с определенной натяжкой.
С-75: щит мирного неба <Предыдущая | Следующая> Автокаталог |
---|