Как на деревне без трактора! Самодельный трактор
Продолжаем знакомить читателей с оригинальными разработками замечательного самодеятельного конструктора Владимира Ивановича Петрова из далекого сибирского селения Рыбное, что под Красноярском.
В предыдущих публикациях "Универсал для фермера" (см. "Моделист-конструктор" № 9 1999), "Первым делом - мотоблок" (№ 10 1999), "Мотоблок-грузовичок" (№ 11 и 12 1999), "Транспорт сибирской глубинки" (№ 2 и 3 2000), "Походная электростанция", "Вешалка в вариациях" (№ 1 2001), "Пневмоход-трансформер" (№ 2 2001), "Скутер снежных просторов" (№ 3 и 4 2001) автор разработок подробнейшим образом рассказал о конструкции самоходного шасси, мотоблока, мотогрузовичка, бензоэлектрического агрегата, кухонного оборудования, вездехода на базе мотоцикла, аэросаней.
Свое суждение об оригинальности или грамотности технических решений, предложенных автором, читатели могут составить сами, ознакомившись с перечисленными публикациями. Но уже от одного этого списка невольно складывается впечатление о необычайной разносторонности увлечений и широте познаний конструктора-самородка. Следует учитывать и то, что он еще мастерски рисует (часть графики в сегодняшней публикации выполнена его рукой).
Некоторый перерыв в публикациях был вызван редакционной подготовкой нового, обширного и довольно сложного пакета материалов о тракторе "Ангарец", названного так в честь реки, на берегу которой живет Владимир Иванович. Предлагаем читателям эту его новую конструкцию.
За многие годы увлечения техническим творчеством главным источником материалов и механизмов для меня были разного рода свалки металлолома. Оттуда в мой сарай "перекочевывало" всё, что представлялось мне ценным, где и ждало своей очереди на применение в той или иной конструкции.
Невостребованное же постепенно накапливалось, и со временем встал вопрос: что с ним делать дальше? Выбрасывать было жалко. Вот и решил максимально использовать все эти разнообразные железки в своем новом тракторе.
Проектирование "Ангарца" начал с эскизной прорисовки конструкции. Затем, после детального выполнения рабочих чертежей, приступил к постройке. В итоге получилась, на мой взгляд, довольно эстетичная, технологичная и надежная машина, обладающая к тому же резервом для возможной модернизации в будущем.
Кабину трактора не стал делать по следующим соображениям. Во-первых, он предназначен для эксплуатации только летом, хотя обладает достаточной универсальностью и имеет приводы для всевозможных навесных и прицепных орудий.
Во-вторых, водителю-механизатору довольно часто приходится останавливать машину, быстро покидать и снова занимать свое рабочее место. В таких случаях кабина ему - помеха.
В-третьих, для эффективной и безопасной работы на маленьком земельном участке важен хороший круговой обзор с сиденья, что снова не в пользу кабины. Тем не менее, над сиденьем в случае необходимости можно установить простой брезентовый тент на трубчатых стойках - конструкция трактора это предусматривает.
Что же представляет из себя "Ангарец"?
Основным несущим элементом конструкции "Ангарца", как и любого другого трактора, является мощная силовая рама с несколькими кронштейнами, к которым крепятся практически все основные механизмы и агрегаты трактора. С нее и начиналось изготовление моей машины.
Рама в плане имеет прямоугольную форму и сварена из двух продольных лонжеронов и трех поперечных балок, усиленных различными стенками и косынками.
Передняя и задняя балки изготовлены из швеллера в виде коробок-емкостей, снабженных заливными горловинами с винтовыми пробками и сливными кранами. В этих емкостях хранится дополнительный запас топлива.
К передней балке снизу приварены две толстые стальные пластины с отверстиями - петли узла подвески переднего моста, а сверху - ушки крепления облицовки радиатора и направляющая заводной рукоятки (для пуска двигателя вручную).
Стенки передней балки для большей жесткости связаны тремя сквозными сварными втулками с внутренней резьбой М14х1,5 для винтов крепления рыма (спереди). Рым здесь - не только сцепное устройство: он еще служит кронштейном для монтажа некоторых навесных орудий.
Всего же на раме расположены в разных местах семь кронштейнов для этих орудий. Четыре из них (в углах рамы) образованы продолжением швеллерных стенок лонжеронов за переднюю и заднюю балки и усилены с обеих сторон мощными наварными шайбами.
Средняя балка сварена из листовых деталей и предназначена в основном для крепления некоторых элементов гидросистемы и рычага привода ручного тормоза.
В конструкции трактора "Ангарец" для эффективной борьбы с вибрацией использованы многочисленные резиновые подушки и втулки-амортизаторы. В частности, на подушках установлены двигатель, коробка передач, раздаточная коробка и рама радиатора. Амортизаторы имеются у подкосов рамы радиатора, рамы топливного бака, приборной панели гнезд установки капота.
Трансмиссия трактора. В ней использованы трансмиссионные агрегаты списанных автомобилей известных марок. Коробка передач с валом отбора мощности - от ГАЗ-53. Крутящий момент от нее через карданный шарнир, собранный из двух фланцевых вилок и крестовины от ГАЗ-51, передается раздаточной коробке от ГАЗ-66. Ведомый вал "раздатки" используется в роли тормозного устройства (на него надет барабан ручного тормоза), а также - в случае необходимости - в качестве дополнительного вала отбора мощности.
Крутящий момент от раздаточной коробки к заднему мосту передается через карданный шарнир, аналогичный тому, что описан выше. Причем шарнир присоединен к валу привода... переднего моста "раздатки". Чтобы такое стало возможным, вал привода видоизменен: его передняя шлицевая часть отрезана и перенесена назад, то есть приварена к заднему торцу вала. Для этого на свариваемых стыках были сделаны глубокие фаски, а сварка велась в кондукторе, где деталь остывала до полного охлаждения и последующей чистовой обработки на токарном станке. Полученный таким образом вал успешно работает уже не один год. Конечно, лучше было бы выточить необходимую деталь и нарезать на ней шлицы, как говорится, "по новой", но мои технические возможности тогда не позволяли это сделать.
Двигатель. Так как у меня имелся дизель нефланцевого исполнения, проработавший десяток лет на водном транспорте, то невольно пришлось адаптировать его к береговой службе. В частности, установить на него воздушный инерционно-масляный фильтр, добавить закрытую систему вентиляции картера, заменить насос забортной воды приводом гидронасоса НШ-10, видоизменить рычаги управления декомпрессионным устройством и топливным насосом и так далее.
Всего в конструкцию двигателя внесено более двадцати всевозможных изменений. Самыми сложными и трудоемкими были установка сцепления и стыковка коробки передач с кожухом маховика двигателя. Эти задачи решались следующим образом.
Вместо штатной гайки крепления маховика установлена новая комбинированная гайка с запрессованным в нее закрытым шариковым подшипником, в который и входит теперь передний конец ведущего вала коробки передач.
Кожух маховика двигателя усилен так называемым дублером, сваренным из листовой стали, внешние размеры которого соответствуют внутренним размерам кожуха. Дублер имеет фланец с резьбовыми отверстиями под болты крепления картера сцепления от ГАЗ-53. Кожух маховика со вставленным в него дублером крепится к картеру двигателя винтами, головки которых законтрены по кругу мягкой стальной проволокой.
На тракторе установлено однодисковое сцепление от ГАЗ-51. Из-за того, что маховик двигателя полый, кожух сцепления пришлось крепить к нему через специальный переходник - толстую стальную шайбу. Для этого пришлось выточить под нее в заднем торце маховика посадочное углубление диаметром, равным диаметру кожуха сцепления. Для совместного крепления шайбы, кожуха сцепления и маховика в теле последнего выполнены глухие резьбовые отверстия для винтов.
При установке картера сцепления и комбинированной гайки крепления маховика я пользовался приспособлением для центровки оси вала. (Описание его не привожу, потому что оно не оригинальное. У более или менее опытных самодеятельных конструкторов, как правило, имеются приспособления не хуже.) Маховик в сборе со сцеплением подвергал тщательной балансировке.
Раздаточная коробка подвешена под средней балкой рамы трактора на двух специальных кронштейнах, служащих одновременно крышками технологических люков картера "раздатки". Кронштейны сварены в основном из листовой стали различной толщины, а отверстия их крепления к коробке просверлены по месту. Кроме того, на правом кронштейне имеется ось для рычага включения вала отбора мощности, что на коробке передач.
Основные технические характеристики трактора
Длина, мм | 3060 |
Ширина, мм | 1620 |
Высота (по выхлопной трубе), мм | 2070 |
База, мм | 2150 |
Колея колес, мм: | |
передних | 1189 |
задних | 1320 |
Дорожный просвет, мм | 360 |
Скорость на повышенной передаче, км/ч: | |
максимальная | 43 |
минимальная | 6,7 |
Скорость на пониженной передаче, км/ч: | |
максимальная | 28 |
минимальная | 3,5 |
Двигатель | дизель |
Масса двигателя (сухая), кг | 270 |
Максимальная мощность (при 1500 об/мин), л/с | 13 |
Охлаждение | водяное |
Самодельный трактор "Ангарец":
1 - переднее колесо (от автомобиля УАЗ); 2 - петля навески облицовки радиатора; 3 - облицовка радиатора; 4 - рычаг управления жалюзи; 5 - радиатор (от автомобиля ГАЗ-53); 6 - капот; 7 - глушитель; 8 - рукоятка декомпрессионного вала; 9 - электрощиток; 10 - рычаг коробки передач; 11 - коммутационная аппаратура электрооборудования; 12 - сиденье водителя; 13 - заднее крыло (от трактора ДТ-20); 14 - световая сигнализация (от трактора Т-40); 15 - рычаг ручного тормоза (от ГАЗ-51); 16 - топливный бак; 17 - рычаг отключения заднего моста; 18 - рычаг раздаточной коробки; 19 - рычаг-педаль топливного насоса ("газа"); 20 - заднее колесо (от автомобиля ЗИЛ-157); 21 - раздаточная коробка (от ГАЗ-66); 22 - левая подножка; 23 - рулевой механизм (от ГАЗ-51); 24 - продольная рулевая тяга (от ГАЗ-51); 25 - коробка передач (от ГАЗ-53); 26 - электрический разъем; 27 - рычаг стартера; 28,49 - кронштейны навесных орудий; 29 - указатель поворотов (от мотоцикла "Минск"); 30 - поворотный рычаг (от ГАЗ-51); 31 - приборная панель; 32 - путевая фара; 33 - стремянка крепления заднего моста к раме; 34 - прицепной крюк (от ДТ-20); 35 - задний мост (от ГАЗ-53, ГАЗ-66); 36 - тормозной барабан (от ГАЗ-53); 37 - поперечная рулевая тяга (от ГАЗ-51); 38 - дополнительный топливный бак; 39 - рама трактора; 40 - коробка отбора мощности; 41 - педаль тормоза (от ГАЗ-53); 42 - главный тормозной цилиндр; 43 - рычаг коробки отбора мощности; 44 - рычаг гидрораспределителя; 45 - гидрораспределитель (от ДТ-75); 46 - гидравлический силовой цилиндр; 47 - заднее навесное устройство (от ДТ-20); 48 - винтовая пробка заливной горловины задней балки-емкости; 50 - педаль сцепления (от ГАЗ-53); 51 - тяга ручного тормоза; 52 - пусковой электродвигатель; 53 - кронштейн-кожух
Основные узлы рамы трактора:
1, 18 - кронштейны крепления навесных орудий (4 шт.); 2 - ушко крепления защитной решетки радиатора (лист s5, 2 шт.); 3, 44 - заливные горловины емкостей передней (на виде А - с крышкой) и задней балок; 4, 37 - большие косынки (лист s5); 5, 38 - лонжероны (швеллер № 12); 6 - опора радиатора (лист s5, 2 шт.); 7 - ушко крепления подкоса радиатора (лист s5, 2 шт.); 8 - опора дополнительного топливного бака (лист s5); 9 - планка крепления рамы основного топливного бака (лист s5, 2 шт.); 10, 32 - подножки (лист s5); 11 - планка регулировки натяжения пружины рычага-педали (лист s5); 12, 27 - опоры переднего полика (лист s5); 13, 43 - средние косынки (лист s5, 4 шт.); 14, 21 - петли крепления проходных фланцевых штуцеров гидравлической тормозной системы (лист s8); 15, 26 - кронштейны крепления задних крыльев (лист s10); 16 - поперечина (уголок 80x50x5); 17 - ушко крепления центральной тяги навесного устройства (s30); 19, 42 - задняя и передняя балки (швеллер № 12); 20 - большая усиливающая стенка (лист s3, 2 шт.); 22 - средняя балка; 23 - коробчатый кронштейн балки; 24 - ось приводного рычага ручного тормоза; 25 - шпильки Ml6x1,5 крепления раздаточной коробки (4 шт.); 28 - кронштейн крепления картера сцепления (лист s10, 2 шт.); 29 - ушко крепления качалки управления топливного насоса (труба 30x8, L40); 30 - малые усиливающие стенки (лист s3, 6 шт.); 31, 36 - кронштейны крепления двигателя (лист s10, 4 шт.); 33 - кронштейн крепления рулевой колонки (лист s8); 34 - кронштейн крепления пускового электродвигателя (брусок 190x50x20, лист s5); 35 - планка крепления навесных орудий (лист s10, 2 шт.); 39 - втулки М14х1,5 крепления рыма (3 шт.); 40 - петля узла подвески переднего моста (лист s16, 2 шт.); 41 - направляющая заводной рукоятки (лист s3); 45 - малые косынки (лист s3, 12 шт.); 46 - прицепной кронштейн
Средняя балка рамы:
1, 12 - лонжероны рамы; 2, 4, 10, 21 - трубопроводы гидравлической тормозной системы; 3 - проходной фланцевый штуцер; 5 - петля крепления штуцера; 6, 8 - болты М6; 7 - отверстие М10 для винтов крепления задних поликов (4 шт.); 9,24 - горизонтальная и вертикальная полки балки (лист s5); 11 - косынка (лист s5, 2 шт.); 13 - тормозная тяга; 14 - коробчатый кронштейн балки (лист s5); 15 - пружина сжатия; 16 - рычаг привода ручного тормоза; 17 - ось рычага привода; 18 - шплинт; 19 - укосина (лист s5); 20 - гидравлический тройник; 22 - включатель стоп-сигнала; 23 - скоба-держатель трубопровода (лист s2); 25 - приварная гайка М10 (4 шт.); 26 - местоположение барабана ручного (стояночного) тормоза
Геометрические параметры рамы
Узел стыковки двигатели с коробкой передач:
1 - модернизированный маховик двигателя; 2 - коленчатый вал; 3 - маслоотражатель; 4 - задняя крышка; 5 - кожух маховика; 6 - дублер кожуха маховика; 7 - картер сцепления; 8 - винт М8 крепления кожуха сцепления (6 шт.); 9 - фрикционная шайба; 10 - стопорная шайба; 11 - закрытый шариковый подшипник 60203; 12 - первичный вал коробки передач; 13 - комбинированная гайка; 14 - винт М14 крепления кожуха маховика к картеру двигателя (6 шт.); 15 - картер двигателя
Схема переделки в раздаточной коробке вала привода переднего моста (а - исходный вал; б - переделанный вал)
Один из узлов креплении двигатели к раме:
1 - лонжерон рамы; 2 - болт М16x1,5; 3 - шайба; 4 - лапа картера двигателя; 5, 8 - тарельчатые шайбы; 6 - распорная втулка; 7 - резиновая подушка; 9 - кронштейн крепления двигателя
Дублер кожуха маховика:
1, 5 - опоры (лист s10); 2 - фланец (лист s10); 3 - корпус (лист s5); 4 - крышка (лист s5)
Крепление раздаточной коробки (вид сзади):
1 - корпус раздаточной коробки; 2 - левый кронштейн; 3, 8 - лонжероны рамы; 4 - средняя балка рамы; 5 - барабан ручного (стояночного) тормоза; 6 - правый кронштейн; 7 - пробка заливного отверстия; 9 - шпилька М16х1,5; 10 - резиновая подушка; 11 - распорная втулка; 12 - кронштейн рычага коробки отбора мощности; 13 - рычаг коробки отбора мощности
Левый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме:
1 - корпус (лист s5); 2 - ребра жесткости (лист s5); 3 - накладка (лист s5)
Правый кронштейн крепления раздаточной коробки к раме:
1 - корпус (лист s5); 2 - ребра жесткости (лист s5); 3 - накладка (лист s5); 4 - консоль (лист s5); 5 - ось рычага коробки отбора мощности (пруток 30)
Схема трансмиссии:
1 - двигатель; 2 - механизм сцепления; 3 - коробка передач; 4, 6 - карданные шарниры; 5 - раздаточная коробка; 7 - задний мост; 8 - колесо; 9 - барабан ручного (стояночного) тормоза
Продолжение следует...
Источник: Моделист Конструктор №8 2002
Самодельный пневмоход с приставкой "аэро" <Предыдущая | Следующая> Аэросани с лодочным мотором |
---|

