Мотоколяска своими руками
Его основой стала рама мотоцикла М-106: к передней части приварена поперечная балка с рулевыми колонками под вилки колес. К балке с помощью раскосов из труб с наружным диаметром 22 мм и стальной полосы сечением 5X25 мм прикреплен с помощью сварки передний бампер — отрезок стального уголка сечением 30X30X4 мм. К балке и бамперу, в свою очередь, крепится основание мягкого капота, сделанное из полос сечением 5X25 и 4X20 мм. Сам же капот установлен на нем с помощью шарниров и фиксируется пружиной.
Мягкий капот, подножка водителя, сиденье водителя со спинкой, сиденье пассажира — все они собраны из деревянных брусков, фанеры, войлока, поролона и искусственной кожи. Сиденье водителя имеет своеобразную конструкцию: в него вмонтирован надувной резиновый медицинский круг, внешний диаметр которого составляет 360 мм. Использование его обусловлено особенностями моего физического состояния: у спинальных больных нарушена трофика, и мышцы практически не работают — не пружинят.
Спинка сиденья водителя может откидываться назад, сиденье пассажира легко снимается и состыковывается со спинкой, образуя своего рода подголовник. Сделано это для того, чтобы можно было периодически останавливаться и отдыхать; ноги при этом располагаются на мягком капоте, а тело принимает удобное почти горизонтальное положение. Дело в том, что для спинальных больных возможность смены положения тела имеет громадное значение, поскольку дает отдых ранее нагруженным участкам тела. Все это позволяет избежать застойных явлений. Кстати, с той же целью и капот, и подножка сделаны мягкими.
Подлокотники сиденья водителя откидные — они не мешают переходу на мотокресло с кресла-коляски; к тому же при откинутом подлокотнике удобно запускать левой рукой двигатель. Ну а в лежачем положении подлокотники предохраняют водителя от падения с кресла.
Сиденье водителя регулируемое — оно может перемещаться вперед и назад на 60 мм, а также изменять в небольших пределах угол наклона, позволяя занять наиболее удобное положение при езде. Фиксируется оно с помощью двойной гребенки, сделанной из стальной полосы сечением 5X25 мм.
Передние колеса мотокресла — от мотороллера «Тула-200»; вилки колес выгнуты из стальных труб 0 27X2,5 мм; рулевой вал каждой представляет часть вилки старого дорожного велосипеда. Вилки вставляются в рулевые колонки поперечины, собранной из стальных труб 0 27Х 2,5 мм. Сами же рулевые колонки — из отрезков стальной трубы диам. 34X 3,5 мм; причем изнутри они расточены по посадочным диаметрам чашек подшипников от велосипедной вилки. Для простоты передние вилки сделаны жесткими (без амортизаторов); однако в будущем предполагается доработка машины и установка подрессоренных вилок.
К каждой из вилок приварены одноплечие рычаги — поворотные кулаки системы рулевого управления, собранные на сварке из стальных полос сечением 5X25 мм. Из них же изготовлена и поперечная тяга; в зонах расположения отверстий (в середине и по концам) приварены короткие Г-образные отрезки из такой же стальной полосы. Кулаки и поперечная тяга шарнирно соединяются с помощью болтов с резьбой М12, шайб, гаек и контргаек.
К центральному рулевому валу (стальная труба 0 27X2,5 мм) снизу приварен рулевой рычаг, собранный из стальных полос 5X25 и 5X30 мм и втулка из стальной трубы диаметром 34X3,5 мм, длиной около 40 мм. В трех местах к втулке подваривается конусная гайка от подшипника велосипедной вилки, внутренний диаметр которой расточен до 27 мм. Рулевой вал вставляется снизу в рулевую колонку на поперечной балке. Колонка представляет собой отрезок трубы диаметром 34X3,5 мм с проточкой на участке 20 мм диаметром 32,7 мм, вставленный в рулевую колонку рамы мотоцикла. Соединение — сваркой, с помощью стальной полосы сечением 5X25 мм и длиной около 70 мм. Сверху в рулевую колонку рамы мотоцикла запрессовывается втулка диаметром 34X3,5 мм, расточенная сверху под чашку подшипника от рулевой колонки велосипедной вилки. Такая же чашка установлена на рулевой колонке поперечной балки и снизу.
Центральный рулевой вал соединяется с рулем с помощью фланца — стальной пластины сечением 7X45 мм и длиной 90 мм с отверстиями диаметром 10 мм для кронштейнов руля, которая приварена ко втулке из трубы диаметром 34X3,5 мм. С противоположной стороны втулки нарезается резьба М34Х1 мм, и на нее наворачиваются контргайка и гайка. К последней тремя сварочными точками крепится конусная гайка подшипника велосипедной вилки, внутренний диаметр которой расточен до 27 мм. К центральному рулевому валу втулка вместе с приваренным к ней фланцем крепится двумя болтами с резьбой М8 с гайками и шайбами через сквозные отверстия во втулке и в рулевом валу.
Двигатель моего мотокресла — от мотоцикла М-105. С учетом того, что топливный бак расположен сравнительно низко, в карбюраторе мотора штатная крышка поплавковой камеры заменена на крышку от поплавковой камеры двигателя мотороллера «Электрон» — штуцер у нее располагается горизонтально.

1 — мягкий капот, 2 — руль, 3 — поворотный подлокотник, 4 — двигатель типа М-105, 5 — сиденье, 6 — регулируемая спинка, 7 — сиденье пассажира, 8 — рама мотоцикла М-106, 9 — мягкая подножка, 10 — переднее колесо (от мотороллера «Турист»), 11 — поперечина, 12 —передняя вилка, 13 — заднее колесо (от мотоцикла М-106).
Педаль рычага переключения передач обрезана на 25 мм для того, чтобы не мешать пересаживаться на мотокресло с кресла-коляски.
Все управление мотокреслом, разумеется, ручное. Ручное и пусковое устройство. Оно состоит из рукоятки, малого рычага и соединительного ремня. Пусковая рукоятка представляет собой отрезок стальной трубы 0 22 мм, выгнутой в соответствии с формой сиденья. На одном ее конце приварен болт с резьбой М10, служащий осью рукоятки; на другой натягивается пластиковая облицовка от ручки велосипедного руля.
Рычаг шарнирно закреплен во втулке, приваренной к кронштейну спинки сиденья.
Переходник, закрепленный на рычаге мотоциклетного кик-стартера, имеет вид половинки бублика; согнут он из арматурного стержня 0 12 мм, после чего к нему привариваются стальные полосы сечением 5X30 мм и 5X25 мм. На рычаге кик-стартера переходник крепится с помощью скобы, выгнутой из арматурного стержня 0 6 мм, и болта М8. Пусковая рукоятка и переходник соединяются прочным ремнем, впрочем, вместо ремня вполне можно использовать и стальной трос.
Следует отметить, что более интересным представляется пусковое устройство со звездочкой, надетой на вал кик-стартера, приводимый во вращение втулочно-роликовой цепью, которая, в свою очередь, соединяется с пусковой рукояткой. Звездочка для этой цели вполне подходит от детского велосипеда (ее внешний диаметр должен составлять 120...150 мм).
Переключение передач двигателя мотокресла также производится вручную. Рычаг переключения располагается под правой рукой водителя, под рулем. Он выгнут из стального прутка диаметром 12 мм. На одном из его концов закрепляется пластмассовый шар-рукоятка, на другой приваривается ось (отрезок прутка диаметром 10 мм). Ось фиксируется в отверстии верхней части рамы мотоцикла, вблизи рулевой колонки. На свободный конец рычага надевается втулка с приваренным к ней небольшим рычагом (стальная полоса 5X25 мм) и закрепляется на оси с помощью трех винтов с резьбой М6.
Нижняя часть механизма переключения передач представляет собой вилку, выгнутую из прутка диаметром 12 мм, которая приварена к рычагу, имеющему возможность поворачиваться на оси. В зев вилки входит педаль штатного механизма переключения передач; при повороте рычага (и соответственно вилки) включается та или иная передача. Нижний и верхний рычаги переключения передач соединены тягой, сделанной из стального прутка диаметром 8 мм.
Привод заднего тормоза также ручной, с помощью рычага, сделанного из стальных полос сечением 5X25 и 5X30 мм. На верхний конец рычага насажена резиновая рукоятка от мотоциклетного руля, а нижняя болтами закрепляется на штатной тормозной педали. Тяга, соединяющая тормозной рычаг и рычажок на ступице заднего колеса мотокресла, выгнута из арматурного прутка диам. 6 мм. Есть на моем мототранспортом средстве и передний тормоз — правда, только на правое колесо. При эксплуатации машины оказалось, что пользоваться чаще всего приходится передним тормозом, поскольку при торможении задним приходится снимать правую руку с руля, а это затрудняет управление мотокреслом. Более удобным представляется привод тормозного механизма заднего колеса с помощью троса и рукоятки на руле, по типу переднего. Сделать это, в принципе, даже проще, чем с помощью системы рычагов.
Руль мотокресла снаряжен по типу мотоциклетного: справа — рукоятка управления дросселем карбюратора и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг управления сцеплением. С левой стороны руля закрепляется также рычажок привода декомпрессора.
Посадка на мотокресло производится с креслаколяски . Сделать это, конечно, не так-то просто, однако и не настолько сложно, чтобы стало препятствием для езды.
Снегоход-мопед своими руками <Предыдущая | Следующая> Мотоцикл - на воздушной подушке |
---|

